ИОАНН ФИЛОПОН, Грамматик - Страница 6

К. Веррикен сделал предположение о существовании второй редакции «Комментариев к “Физике”», что подтверждает существенные изменения в представлениях Иоанна Филопона. Другой исследователь – Ж. Вербек также обращает внимание на то, что в «Комментариях» Иоанна Филопона к сочинению Аристотеля «О душе» не только отсутствуют христианские элементы, но даже есть следы учения о предсуществовании душ и реинкарнации. Пытаясь объяснить различное содержание ранних и поздних сочинений Иоанна Филопона, К. Веррикен предложил другую версию, согласно которой Иоанн Филопон, будучи молодым христианином, после прихода в неоплатоническую школу Аммония увлёкся философией и принял неоплатонизм, но с выходом в свет эдикта Юстиниана 529 г. снова стал христианином. Такой резкий поворот объясняется либо тем, что Иоанн Филопон, опасаясь за свою карьеру, быстро проявил лояльность христианству, составив антиязыческий трактат, либо тем, что был подкуплен христианами в обмен на его идеологическое содействие. Это предположение К. Веррикен делает на основании некоторых биографических эпизодов, описанных в анекдотах, имевших широкое распространение среди арабских философов. Для исследователей очевидны полемические намерения мусульманских авторов дискредитировать сам факт выступления христианина Иоанна Филопона, вызванного внешним давлением, против современного ему аристотелевского научного взгляда, – они расценивали этот шаг как неискренность. Эти истории описаны очень живо и выразительно, но их историческое значение исследователи считают более чем сомнительным. Позднее и сам К. Веррикен пытался избежать такого заключения и признал за Иоанном Филопоном искреннее стремление утвердить христианское философское учение в Александрии. Аргумент в пользу того, что христианская позиция Иоанна Филопона была всего лишь прикрытием беспринципного язычника в условиях воинственной имперской антиязыческой политики, исследователи считают малоубедительным. Кроме того факта, что христианские идеи имели место в произведениях Иоанна Филопона уже до 529 г., его искренняя приверженность христианству подтверждается и тем, что до конца дней Иоанн Филопон оставался верным своим идеям, даже в тот момент, когда он мог за них подвергнуться гонениям не только со стороны властей, но и со стороны собственной монофизитской общины. Особенно это касается его учения о Пресвятой Троице и воскресении. Кроме того, приведённые К. Веррикеном отрывки, по мнению исследователей, могли возникнуть в результате неточного пересказа или перетолкования идей Иоанна Филопона его идеологическими противниками и потому они могут не соответствовать первоначальному тексту.

 



 
PR-CY.ru