ИОАНН ФИЛОПОН, Грамматик - Страница 2

Исследователи полагают также, что «Грамматик» было лишь литературным прозвищем. Относительно места рождения Иоанна Филопона среди исследователей нет единого мнения. Одни называют Кесарию (неизвестно, какую: в Каппадокии, в Вифинии или Палестине); другие, ссылаясь на Никифора Каллиста, указывают на Александрию, что исследователям кажется наиболее вероятным. О датах рождения и смерти Иоанна Филопона нет упоминания ни в одном источнике. Однако время создания некоторых сочинений Иоанна Филопона исследователи могут точно определить, что даёт им возможность предположительно установить время его жизни. В частности, исследователи отмечают, что сам Иоанн Филопон сообщает о датах написания двух трактатов: «Комментариев на Физику Аристотеля» (517 г.) и «О вечности мира против Прокла» (529 г.). Другая несохранившаяся работа Иоанна Филопона («Различные положения») была написана до 517 г. Поскольку написанию этих сочинений должен был предшествовать продолжительный период философских занятий, дату рождения Иоанна Филопона исследователи готовы отнести ко второй половине 480 или к первой половине 490 гг. Последний период жизни Иоанна Филопона исследователи относят ко второй половине VI в. Подтверждением служат события, описанные Константинопольским патриархом Фотием, а именно, внутренний раскол среди тритеитов, поводом к которому послужило сочинение Иоанна Филопона «О воскресении», а также упоминание о некой «книжечке», написанной против патриарха Иоанна Схоластика в 560 гг. (время правления Юстина II), которую исследователи обычно отождествляют с сочинением Иоанна Филопона «О Троице». Однако дата смерти, по мнению исследователей, не может быть сильно удалена от времени написания последнего сочинения «О воскресении», т.е. около 574 г. Таким образом, период жизни Иоанна Филопона составляет примерно 90 лет: конец V в. и последняя четверть VI в. О детстве и юности Иоанна Филопона исследователям ничего не известно. Около 510 г. он начинает изучать философию и становится учеником известного неоплатоника Аммония, сына Гермия, преподававшего в Александрийской академии, которая наряду с Афинской академией считалась в то время центром философского образования. В ряде заглавий комментариев на сочинения Аристотеля наряду с именем Иоанна Филопона присутствует имя Аммония, т.к. Иоанн Филопон в своё время слушал и записывал его лекции, к которым иногда добавлял собственные комментарии. Исследователи полагают, что Аммоний допускал к обучению учеников, исповедовавших христианство, на основании договора с Александрийским епископом. Однако с определённой долей уверенности исследователи утверждают, что сам Аммоний христианином не был.

 



 
PR-CY.ru