ИОАННА ПРЕДТЕЧИ СКИТ - Страница 6

Вскоре число монашествующих в скиту Иоанна Предтечи превысило допустимую норму, некоторые желающие не могли быть включены в штат и считались добровольными послушниками. Всего в 1830 г. в скиту Иоанна Предтечи проживало 25 человек. В 1856 г. преподобный Моисей подал прошение о выделении отдельного штата для скита. 9 февраля 1857 г. император Александр II утвердил определение Синода о создании отдельного штата из 12 монашеских и 12 послушнических вакансий, содержание братии возлагалось на скит Иоанна Предтечи. В 1865 г. ограничения на численность штата были сняты. В 1900 г. в скиту Иоанна Предтечи проживало 43, в 1914 г. – 50 насельников. В начале XX в. среди братии преобладали выходцы из крестьян и мещан, также присутствовали выходцы из купцов, дворян, казаков, духовенства, почётных граждан, один человек указан как сын чиновника. Некоторые из насельников принимали участие в событиях начала XX в. Во время Русско-японской войны в Маньчжурию, в городе Мулин, где располагался военный госпиталь общества Красного Креста, были командированы иеромонахи Адриан (Акильев) и преподобный Варсонофий. В июле 1914 г., во время мобилизации, были призваны на военную службу девять послушников и рясофорных монахов из скита Иоанна Предтечи. Всего во время Первой мировой войны из скита Иоанна Предтечи в армию отправились не менее 16 человек, в том числе в 1915 г. иеромонахи Осия (Виноградов) и Адриан (он был награждён за участие в двух войнах орденом св. Анны третьей и второй степени). Некоторые насельники скита Иоанна Предтечи стали архиереями, настоятелями других монастырей, начальниками духовных миссий, среди них – Литовский архиепископ Ювеналий (Половцев), схиархимандрит Никодим (Демутье), архимандрит Леонид (Кавелин), схиархимандрит Пафнутий (Осмоловский), архимандрит Моисей (Красильников), игумен Феодосий (Попов), схиархимандрит Агапит (Беловидов) и др. Кавказский епископ Игнатий (Брянчанинов), недолго живший в скиту Иоанна Предтечи в 1829 г., собирался в 1856 г. удалиться в скит на покой: «Соображая потребности души моей и моего тела, я избрал скит местом для окончания дней моих в полном безмолвии…» «По человеческому суждению общество скита Оптинского и духовник – отец Макарий – лучшее, чего можно было желать по настоящему состоянию христианства и монашества в России…» Он был готов построить за свой счёт келью и даже нарисовал её план, однако разногласия с Моисеем и Калужским епископом Григорием (Митькевичем) помешали его переезду. В скиту Иоанна Предтечи внимательно следили за судьбами питомцев, радовались их успехам. В Отделе рукописей Российской государственной библиотеки сохранилась составленная в 1893 г. «Наглядная летопись иерархии Оптинского Скита», в которой сообщается: «В нашем маленьком скиту... в его досчатой низенькой ограде, в короткое время существования его... воспиталось: 1 епископ… 7 архимандритов… 6 игуменов…»

 



 
PR-CY.ru