ИОАНН IV ОКРОПИРИ

ИОАНН IV ОКРОПИРИ, Златоуст; Иоанн Окропири I – святитель (память в Грузинской церкви 3 марта) Грузинской православной церкви, католикос-патриарх всей Грузии (около 980 – 1001 гг.). Сведения об Иоанне Окропири сохранились в «Синодике царей и католикосов» и в ктиторской надписи в монастыре Пархали. «Синодик...» дошёл в виде двух различных по содержанию редакций: Никорцминдской и Шиомгвимской. Поскольку обе версии не имеют никаких хронологических данных, исследователь рукописей Евфимий Такаишвили за отправную точку для построения хронологической вертикали предложил принять имя католикоса-патриарха Мельхиседека I, о котором известно, что он занимал патриарший престол при трёх грузинских царях, в 1010–1033 гг. В Никорцминдском списке перед именем Мелхиседека I стоят имена Симеона и Иоанна, в Шиомгвимском – Симеона и Окропири. На основании этого Евфимий отождествил Иоанна и Окропири и предложил считать временем предстоятельства Иоанна Окропири период около 980 – 1001 гг. В одной из надписей среднего нефа южного фасада церкви Пархали, выполненных киноварью и вписанных в декоративные украшения (веера, кружки, солнечный диск, крест), указывается, что «часдудару (аркатуру) храма Пархали, который построил куропалат (Давид III Куропалат; ум. в 1001 г.), никто не украшал», а украсил «Христом (поставленный) патриарх Картлийский и всего Востока Иоанн... да пребудет слава его во веки веков. Господи, помилуй душу настоятеля Георгия Гагуели; аминь, аминь. Иоанн настоятель». Поскольку Иоанн Окропири был патриархом в период правления царя Давида III Куропалата, исследователи считают, что в Пархальской надписи упомянут именно он. Первоначально Евфимий датировал надпись XVI в.; позже В. Силогава на основании палеографических и лексико-грамматических данных отнёс её к X–XI вв. Титулатура «патриарх Картли и всего Востока» в византийских и грузинских источниках X–XI вв. трактуется как «патриарх всей Грузии». До Иоанна Окропири предстоятели Грузинской церкви носили титул католикоса. Первым известным грузинским католикосом, получившим также титул патриарха, долгое время считался Мелхиседек I, сведения о чём содержатся в надписи выстроенного Мелхиседеком I мцхетского кафедрального собора Светицховели, а также в составленном им историческом документе, так называемом «Мцхетском писании» 1031/1033 г., направленном Светицховели. Пархальская надпись позволяет исследователям установить, что титул патриарха грузинские католикосы стали носить самое позднее со времени патриаршества Иоанна Окропири. Это было обусловлено государственной политикой Давида III Куропалата, инициировавшего последовательное объединение грузинских земель в единое государство, независимое от Византийской империи как в политическом, так и в церковном отношении.

 
PR-CY.ru