ИОАНН ФУРН - Страница 2

В утверждении Петра Гроссолана о необходимости Отцу и Сыну иметь «одну славу» Иоанн Фурн усматривает умаление Святого Духа, Который не происходит от Себя Самого и не изводит какую-либо ипостась. Полемист отвергает и ссылку своего оппонента на евангельские слова об общем «имуществе» двух первых Лиц Святой Троицы («Всё, что имеет Отец, есть Моё; потому Я сказал, что от Моего возьмёт и возвестит вам» – Ин. 16:15), находя невозможным отнесение этого высказывания к «характерным собственностям» Отца и Сына. Приведённые Петром Гроссоланом примеры новозаветных высказываний, в которых при упоминании одного Отца подразумевается также Сын, Иоанн Фурн объясняет тем, что в этих местах речь идёт об общих свойствах трёх ипостасей. В латинском учении он усматривает противоречащее представлению о единоначалии в Святой Троице признание двух причин Святого Духа, а также другие внутренние несообразности. Принадлежащий Константинопольскому патриарху Фотию список доводов против Filioque Иоанн Фурн дополняет рассуждением, согласно которому равенство ипостасей в понимании «латинян» требует и признания двух причин у Сына. Попытку оппонента подтвердить своё мнение новозаветным выражением «Дух Сына» автор апологии находит ошибочной, поскольку связь по принадлежности не означает происхождения. Иоанн Фурн утверждает также, что у всех трёх Божественных Лиц – одна общая слава и сила, и что каждое из Них обладает лишь одной собственностью. Помимо прочего Иоанн Фурн приводит отсутствующие в сохранившемся тексте речи Петра Гроссолана слова своего противника, согласно которым Христос преднамеренно назвал Себя «отцом верующих» и не уточнил, от чьего именно Отца исходит Дух Истины («Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» – Ин. 15:26), дабы и Себя Самого включить в понятие «отцовства». Подобное соображение греческий полемист оспаривает указанием на различие в употреблении этого слова по отношению к Святой Троице и к творению. С его точки зрения, и Сын, и Святой Дух, будучи «действенными руками» первой ипостаси, Сами являются «отцами» всех верующих.



 
PR-CY.ru