ИОАНН ИТАЛ - Страница 2

Спустя несколько лет вопрос о православии Иоанна Итала был вновь поставлен. Согласно рассказу Анны Комнины, император Алексей I, считая Иоанна Итала «смутьяном и обманщиком», поручил рассмотреть его учение своему брату севастократору Исааку, который нашёл мнение императора справедливым и передал философа на суд церкви. Однако, как следует из сохранившегося документа этого разбирательства, Иоанн Итал обратился к Константинопольскому патриарху Евстратию Гариде с просьбой рассмотреть его взгляды. Как пишет Анна Комнина, патриарх склонялся на сторону философа, но на заседание синода явилась толпа людей, которые свидетельствовали против философов. Патриарх обратился к императору с просьбой взять разбирательство на себя. Представленное Иоанном Италом исповедание было рассмотрено в его присутствии приглашёнными Алексеем I Комнином митрополитами и высшими чиновниками. Слова о возвращении Сына к Отцу, а также употребление слова «стал» по отношению к Сыну, а не как обычно, к творению, собравшиеся признали заимствованными из учения Прокла и Ямвлиха о происхождении всего сущего от богов и его возвращении к ним. Кроме того, Иоанну Италу было поставлено в вину употребление по отношению к Богу выражения «один вечный, несозданный и непостижимый» без добавления слова «Бог», а также в словах о неделимости каждой ипостаси было обнаружено проявление савеллианства. Утверждение Иоанна Итала, согласно которому Сын Божий «вечно имел» божественную природу, было признано арианским, как предполагающее бытие Сына после Отца и Их разную сущность. Во фразе «не человек богоносный, но Бог плотоносный», характеризовавшей Иисуса Христа, собравшиеся отметили проявление идей аполлинариев. Также были признаны неправославными слова философа о вере «в Богородицу» и о том, что невозможно поклонение иконе, поскольку вера «во что-либо» и поклонение подобают только Богу. Иоанн Итал был согласен с тем, чтобы эти слова были преданы анафеме. Алексей I Комнин постановил анафематствовать эти слова в присутствии патриарха и Собора и запретить Иоанну Италу и всем его «избранным» ученикам преподавать. В процессе разбирательства была представлена записка некоего Михаила Каспака с десятью главами против взглядов Иоанна Итала. Философ назвал необоснованными обвинения, содержавшиеся только в последней главе, будто бы он бросил камень в икону Иисуса Христа. Иоанн Итал не отказался от положений своей философии и изъявил готовность их защищать. Император велел предать анафеме девять положений, которые указаны в главах Михаила Каспака, и выяснить обоснованность десятого обвинения в присутствии патриарха и синода. В указе было также определено, что в последующем синодальном решении должны быть анафематствованы как те положения, за которые философ признал себя виновным, так и те, которые Михаил Каспак назвал «полными эллинского безбожия», а Иоанн Итал хотел отстаивать.

 



 
PR-CY.ru