ИОАНН ПЕТРИЦИ - Страница 4

Причину подобного отношения соотечественников учёные усматривают в сложной политической обстановке в начале царствования Давида IV Строителя, когда все силы были брошены на борьбу с османами и на объединение грузинских земель; также, по их мнению, могла сыграть свою роль и принадлежность Иоанна Петрици к кругу Иоанна Итала. Далее Иоанн Петрици пишет о том, что «уповает на благосклонность Давида, его милость и содействие». И. Панцхава и Д. Меликишвили трактуют эти слова как покровительство царя Давида IV. Э. Челидзе и другие исследователи, указывая на то, что при упоминании имени не отражена титулатура («царь», «царь царей»), объясняют это как «познание», «изучение» и относят цитату к псалмам пророка Давида. Следующий период жизни Иоанна Петрици исследователи обычно связывают с его пребыванием в грузинском Петриционском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре (Петрицони) в Болгарии, основанном грузином, византийским полководцем Григорием Пакурианом. На одной из сохранившихся фресок церкви монастыря (XIV в.) есть изображения Аристотеля, Аристофана, Диогена и Сократа, представленных как предтечи христианства, что свидетельствует об интересе насельников монастыря к античной философии и литературе. Впервые гипотезу о связи Иоанна Петрици с Петрицони высказал Николай Яковлевич Марр в начале XX в. По его мнению, монастырь был построен как оплот борьбы с ересью монофизитов, богомилов и павликиан, которые были переселены во Фракию в X в. и которых немало оставалось в окрестностях Филиппополя (ныне Пловдив, Болгария). Из главы 31 Типика Петрицони исследователям известно, что при монастыре существовала школа, где готовили священнослужителей. И. Лолашвили отмечает, что в школе было шесть учеников, Иоанн Петрици мог преподавать здесь и получить прозвище Петрици («Лествица добродетелей». 1968 г.). Однако прямых свидетельств пребывания Иоанна Петрици в Петрицони у исследователей нет. Многие исследователи считают, что поздний этап жизни Иоанна Петрици связан с Гелатской академией, образованной в основанном царём Давидом IV Строителем в 1106 г. монастыре Гелати. Прямых указаний на это в источниках нет, но исследователи принимают эту версию, поскольку в период царствования Давида IV, который поощрял развитие наук и искусств, отличался склонностью к философии, в Грузию возвратились многие учёные, среди которых были грузинский гимнограф Иезекиил, Арсений Икалтойский, Иоанн (Таричиcдзе) и др. Именно Гелатская академия стала средоточием богословской и философской мысли того времени. В 1990 гг. Э. Челидзе подверг критике общепринятую реконструкцию жизни Иоанна Петрици. Указывая на отсутствие прямых свидетельств, доказывающих, что он жил во второй половине XI – первой трети XII вв.,

 



 
PR-CY.ru