ИОАНН ПЕТРИЦИ - Страница 2

Прозвище Петрици ему дали в Афинской академии: по мнению Давида Ректора, этимологически оно восходит к греческому «камень», «жёрнов» и означает «перемалывающий зёрна учения». За свои сочинения Иоанн Петрици подвергся преследованиям и сменил фамилию на прозвище. Царевич Иоанн Багратиони (1768–1830 гг.) в энциклопедическом сочинении «Калмасоба», во многом повторяя сведения Давида Ректора, отмечает, что фамилия Иоанна Петрици – Чимчимели. И. Лолашвили, анализируя источники XVIII в., пришёл к выводу, что допущенные авторами анахронизмы могут быть объяснены отождествлением Иоанна Петрици с грузинским писателем и богословом V в. Петром Ивером, которому часть исследователей приписывают авторство корпуса «Ареопагитик». Сведения XVIII в. легли в основу легендарного образа Иоанна Петрици. Так, католикос-патриарх Антоний I в стихах называл его «божественным философом», «солнцем грузин»; описание его жизни приобрело агиографические черты («Лествица добродетелей». 1968 г.). Фёдор Давидович Жордания, опираясь на сведения грузинского свода летописей «Картлис Цховреба» и др., писал о существовании двух человек, Иоанна Петрици и Иоанна (Чимчимели), его мнение поддержали Павел Иесеевич Ингороква, Михаил Степанович Тархнишвили, Д. Меликишвили, Э. Челидзе, Н. Сулава и др. Так, в «Матиане Картлисай» есть сведения, что во времена грузинского царя Давида IV Строителя «были переводчики: патриций Иоанн Петрици, Философ, и Стефан». В «Истории и восхвалении венценосцев» указано, что «Иоанн Чимчимели, Философ» описал подвиги сына Давида IV Строителя – царя Дамиана-Димитрия. Одно из стихотворений Иоанна (Чимчимели) вместе с сочинением Арсения Икалтойского помещено в конце «Истории...», где описываются обстоятельства смерти грузинской царицы Тамары (Институт рукописей Корнелия Кекелидзе). На основании этого текста некоторые исследователи считают, что Иоанн (Чимчимели) не может быть одним лицом с Иоанном Петрици, который жил на век раньше. М.С. Тархнишвили отмечал, что Иоанн (Чимчимели) мог принадлежать к школе Иоанна Петрици. Историк второй половины XIX в. Моисей Георгиевич Джанашвили, отождествляя двух Иоаннов, ошибался, когда писал, что Иоанн Петрици руководил литературной школой в Греми. И. Лолашвили отождествляет Иоанна (Чимчимели) и Иоанна Петрици. Опираясь на сведения о том, что селение Чимчими принадлежало некоему эриставу, он приводит надпись XI в. на могильной плите: «Христе, помилуй душу Фарсмана, эристава эриставов, Иоанна, сына Чимчимели». В «Картлис Цховреба» также упомянут Иоанн (Таричисдзе). Как и Иоанн Петрици, он был философом-неоплатоником и знатоком греческого языка. Во времена царя Давида IV Строителя он вернулся из Греции в Грузию.

 



 
PR-CY.ru