ИОАНН КАМИНИАТА - Страница 2

В основной части автор подробно описывает приготовления к обороне, три дня осады города, грабежи, убийства и пленение жителей после его захвата, рассказывает об их тяжёлом плавании в трюмах арабских кораблей на Крит и в Сирию, о продаже в рабство и о пути до Тарса. Произведение заканчивается просьбой к Григорию Каппадокийскому помолиться об избавлении от тягот, выпавших на долю Иоанна Каминиата и его семьи. Иоанн Каминиат не был профессиональным литератором; он неоднократно пишет, что неискушён в писательском ремесле. Тем не менее, его произведение написано ярким языком, лексика и стиль базируются, в основном, на текстах Священного Писания и творениях отцов церкви, церковная традиция определяет его взгляды на мир. Хотя Иоанн Каминиат и гордится благочестием земляков, но считает разграбление Фессалоники заслуженной карой за грехи горожан, что явно противоречит картине всеобщего процветания. Избавление города от нашествия он связывает с заступничеством великомученика Димитрия Солунского. Иоанн Каминиат резко отзывается о язычестве, видит в «гомеровской музе» и «мифическом Орфее» лишь призрачный обман, суеверие, соблазнявшее древних эллинов. Эти высказывания Иоанна Каминиата представляются исследователям едва ли не наиболее поздним свидетельством антиязыческой полемики в Византии; в XI–XII вв. литераторы будут относиться к древней культуре нейтрально и даже испытывать к ней интерес. Сочинение Иоанна Каминиата было мало известно в Византии, сохранилось только в поздних рукописях (XV–XVI вв.). Впервые оно издано Львом Алляцием в 1653 г. В тексте обнаружен ряд возможных анахронизмов, в связи с чем в научной литературе высказывалось мнение о том, что произведение Иоанна Каминиата было создано значительно позже X в., вероятно, в XV в., после захвата Фессалоники турками. Тем не менее, эта точка зрения не принимается большинством современных учёных.



 
PR-CY.ru