ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 6

В 972, 976 гг. и между 976 и 979 гг. афонские монастыри подавали императору прошения о передаче им монастыря Иоанна Колова и его владений. Вместе с обителью Иоанна Колова к иверским монахам перешли все тяжбы, которые вёл монастырь с X в.: например, с жителями деревень в окрестностях Иерисса из-за земельных владений. В 980 г. грузины окончательно покинули келлию апостола Иоанна Богослова и Афо и обосновались в монастыре Климента, который на тот момент представлял собой маленькую обитель с церковью, несколькими строениями и небольшим земельным владением. Мелководье не позволяло иметь здесь удобную гавань, однако защита гор с северной стороны давала возможность использовать долину в качестве угодий. Насельники разделили функции по управлению Иверским монастырём согласно способностям и призванию каждого: игуменом и духовником братии был избран Иоанн Святогорец (979/980 – 1005 гг.); Иоанн-Торникий стал экономом (позже эту должность занял его племянник, Георгий Строитель); Евфимий занимался переводами. Афанасий по-прежнему окормлял грузинских монахов и оказывал им высокое доверие и уважение. Так, согласно его предсмертной воле, Евфимий в течение трёх лет занимал должность эпитропа в Великой Лавре. По сведениям письменных источников и археологических исследований, которые проводились под руководством  П. Милонаса, на первом этапе строительства Иверского монастыря (до середины XI в.) был возведён кафоликон – церковь Богородицы (980–983 гг.) с нартексом, которая считается одной из древнейших христианских святынь Афона. В 1005 г. Евфимием для погребения мощей Иоанна к ней был пристроен северный придел во имя Архангелов. В 1019–1029 гг. к кафоликону Иверского монастыря были сделаны пристройки; в 1045–1056 гг. кровля церкви была перекрыта свинцовыми листами, которые по просьбе Георгия Святогорца из императорских запасов выделил Константин IX Мономах; в этот же период был пристроен, как полагают исследователи, экзонартекс; до середины XI в. пол церкви получил мозаичное покрытие (сохранился фрагментарно). Как указывает епископ Порфирий (Успенский), строителями монастыря были не только преподобные Иоанн-Торникий и Иоанн Святогорец, но и «какой-то грузин Варасвадзе», которого А. Натроев на основании колофона сборника произведений Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина «Рай» (977 г., пергамен) идентифицирует с братом Иоанна-Торникия, Иоване Варазваче (Чордванели). Епископ Порфирий (Успенский) указывает, что после завершения строительства кафоликона и келлий Афанасий «подарил» Иверскому монастырю хрисовул императора Василия II, разрешающий иметь мореходное судно.

 



 
PR-CY.ru