ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 5

Грузинский царь Давид III получил обещанные земли и титул куропалата (некоторые исследователи считают, что он имел титул с момента воцарения в 966 г.), Иоанн-Торникий – трофеи, часть которых раздал войскам и преподнёс царю Давиду III, а другую часть употребил на основание и благоустройство Иверского монастыря. На Афон Иоанн-Торникий прибыл с группой грузин, желавших подвизаться на Святой Горе, и тогда появилась необходимость в основании отдельного монастыря. По мнению исследователей, за это ходатайствовал и грузинский царь Давид III Куропалат, активно строивший монастыри в Кларджетской пустыни в Тао-Кларджети (Ошки, Пархали, Хахули, Отхтаэклесиа). Свыше 1,2 тыс. литр золота, полученных Иоанном-Торникием за победу над Вардой Склиром, были потрачены на строительство Иверского монастыря и на освоение доменов (владений) в Македонии. Согласно хрисовулу византийского императора Василия II Болгаробойцы (979/980 г.; утерян, фрагменты включены в акт судьи Льва от 1059 или 1074 гг.), Иоанн-Торникий обменял находившиеся до этого в ведении грузин монастыри (Иверский в Константинополе и св. Фоки в Трапезунде) на монастыри Леонтия в Фессалонике, Иоанна Колова в городе Иериссе и Климента на Афоне с общей площадью земельных угодий 80 тыс. модиев. К пожалованному императором Иоанну-Торникию фискальному доходу в виде 60 податных и 40 бесподатных крестьян было добавлено ещё 20 и 40 крестьян. Щедрые пожертвования на основание Иверского монастыря сделал и грузинский царь Давид III. Таким образом, общая площадь земель Иверского монастыря уже при основании монастыря намного превысила владения Великой Лавры не только в тот период, но и в пору её расцвета в середине XI в. Стремясь расположить к себе афонитов и утвердиться на Афоне, преподобные Иоанн-Торникий и Иоанн делали значительные пожертвования афонским монастырям. Так, полученный от императора Василия II остров Неон (ныне Айос-Эфстратиос), доходы от которого составляли от 14 до 20 литр золота в год, а также часть Честного Животворящего Креста Господня, драгоценные богослужебные сосуды, утварь, иконы, богослужебные книги, облачения и др. были переданы Великой Лавре в благодарность за содержание грузинской братии («Книга агап»: Институт рукописей Корнелия Кекелидзе). Пожертвования не прекращались и после кончины преподобных, что, однако, не избавляло братию Иверского монастыря от тяжб с другими афонскими монастырями. В 979/980 г. Иверский монастырь передал афонскому Протату в Карее для раздачи монахам 14 литр золота, столько же – в 982/983 г., 28 литр – в 984/985 г., в том числе 1 литра золота была пожертвована на освящение церкви в Карее (Протат) . В свою очередь, афониты гарантийным актом подтвердили, что не будут иметь претензий к монастырю Иоанна Колова с вотчинами в долине реки Стримон и в Иериссе и к подчинённым ему монастырям Леонтия и Полигир, которые были предметом долговременных разногласий и тяжб между монастырями Афона.

 



 
PR-CY.ru