ИЕРОНИМ МОРАВСКИЙ

ИЕРОНИМ МОРАВСКИЙ, Джером из Мори (Марри) – музыкальный теоретик XIII в., монах-доминиканец, автор «Трактата о музыке» (около 1275 г.). По гипотезе Мишеля Югло, Иероним Моравский был насельником шотландского монастыря Элгин; область Мори (Марри); по другой версии – жил в Моравии. Судя по широкой осведомлённости автора (Иероним Моравский пишет, что учение Франко Кёльнского он услышал «из уст Иоанна Бургундского», каноника из Реймса второй половины XIII в.), объёму и актуальности материала в трактате, Иероним Моравский работал во Франции, как полагают исследователи, в Парижском университете. Написанный в жанре суммы, «Трактат о музыке» претендует на охват всех музыкальных тем и проблем своего времени – от определения музыки, пифагорейской музыкальной арифметики, типологии и ладовой системы грегорианского пения («плавного распева» – «cantus planus») до новейших форм и жанров музыки той эпохи. Основные музыкальные авторитеты для Иеронима Моравского: Боэций (некоторые главы трактата которого «Основы музыки» Иероним Моравский переписал дословно) и Иоанн Аффлигемский, аль-Фараби и Фома Аквинский. «Трактат о музыке», названный Иеронимом Моравским компиляцией, включает четыре крупные интерполяции, посвящённые многоголосию: безымянное сочинение «Общеизвестные сведения о дисканте» («Discantus positio vulgaris»), трактаты «О размеренной музыке» («De musica mensurabili») Иоанна де Гарландиа, «Техника размеренного распева» («Ars cantus mensurabilis») Франко Кёльнского, «Техника мотета в кратком изложении» («Ars motectorum compilata breviter») Петра Пикардийского – и доминиканский тонарий. Наряду с интерполяциями и прочими компилятивными текстами труд Иеронима Моравского содержит оригинальные научные разработки и свидетельства средневековой музыкальной практики. В главе 9, где даётся определение предмета музыки (subiectum musicae) и её материала (materia), в основе рассуждений Иеронима Моравского лежит определение теологии (sacra doctrina) из «Суммы теологии» Фомы Аквинского. Переиначивая текст Фомы, Иероним Моравский заменяет «Бог» («Deus») на «дискретный (т.е. высотно определённый) звук» («discretus sonus»), а материалом музыки объявляет «гири и мензуры, применённые к звуку» (в параллельном месте у Фомы: «вещи, знаки, искупительный подвиг и весь Христос, т.е. голова и члены). Главы 24–25 содержат уникальные практические рекомендации к сочинению («составлению») и исполнению «плавного распева». Среди методов орнаментирования распева называются reverberatio (букв. – отражение; апподжиатура (неприготовленное задержание) короткими длительностями) и flos (букв. – цветок; вибрато, или трель с верхним вспомогательным звуком). Иероним Моравский утверждает, что техника мелодического и ритмического варьирования распева (в частности, орнаментирования) приложима также к многоголосной музыке. Глава 28 включает ценные замечания по настройке и технике игры на (двухструнном) ребеке и (пятиструнной) виеле, в том числе впервые в западноевропейской истории описывается использование струны-бурдона (bordunus).

 
PR-CY.ru