ИОАНН ДЕ ГАРЛАНДИА - Страница 6

Второй аспект является весьма сложным, т.к. он связан и с традицией нотной графики в исторически сложившейся практике, и со стремлением к её оптимизации, идущим от теоретического осмысления. Раймер разграничивает эти сферы как usus (практика [нотирования]) и ars (искусство); они находятся в диалектическом соотношении. Однако обычно предложения теоретиков и композиторов по улучшению usus касаются частностей и только в определённые периоды музыкальной истории приводят к реформе, т.е. к кардинальной смене парадигмы. Структура и общий логический план трактата стали образцом для последующих сочинений о мензуральной музыке. Они продиктованы жанром сочинения, который исследователи определяют как практическое руководство к сочинению мензуральной музыки (изложение сопровождается многочисленными нотными примерами). Трактат «De plana musica», как полагают исследователи, первоначально являлся первой частью более общего сочинения, второй частью которого был трактат «De mensurabili musica», что следует из инципита последнего: «Habito de ipsa plana musica...» («Рассмотрев ровную музыку...»). В самом раннем списке часть «De mensurabili musica» следует непосредственно за текстом, позднее получившим название «De plana musica». Даже если архетип трактата состоял из двух частей (о musica plana и о musica mensurabilis), в сохранившихся рукописях эти части стали известны как два самостоятельных трактата. Рукописную традицию «De plana musica» проследил К. Мейер, который доказал, что в её основе лежит, скорее, устно преподававшееся стандартное учение, чем написанный трактат. Сохранились четыре основные версии XIII–XIV вв., которые, как полагают исследователи, являются редакциями, сделанными в разное время разными авторами (причём одна из них, XV в., представляет вступительный материал к одной из версий «Ars nova» Филиппа де Витри). К. Мейер назвал эти версии «сообщениями» (reportationes) и издал их в качестве самостоятельных текстов. Самые ранние атрибуции этого учения Иоанну де Гарландиа являются лишь косвенными (ссылки Иеронима Моравского и Иоанна де Грокейо), однако в XIV в. этот текст считался произведением Иоанна де Гарландиа, что следует из компендиума «Introductio musicae planae secundum magistrum Johannem de Garlandia» («Введение в ровную музыку согласно магистру Иоанну де Гарландиа»). Исходя из хронологии, этот компендиум иногда приписывают Иоанну де Гарландиа Младшему. Версии трактата «De musica plana» отличаются по полноте и порядку изложения материала, но обычно включают вопросы классификации музыки (в основном, по Боэцию), числовые выражения музыкальных интервалов и деление монохорда. Далее, как правило, идут изложение звукорядно-гексахордной системы (по гвидоновой руке – см. в ст. Гвидо Аретинский) и примеры для интервалов от унисона до октавы. Судя по ссылкам у Ламберта, в упомянутом компендиуме «Introductio musicae planae...» и в «Трактате о тонах» (между 1315 и 1318 гг.) Ги из Сен-Дени, учение должно было завершаться обсуждением церковных ладов, но в сохранившихся версиях их нет.



 
PR-CY.ru