ИОАНН ДЕ ГАРЛАНДИА - Страница 5

Органум вбирает в себя все виды многоголосия, т.к. содержит дискантовые разделы и разделы с теноровыми бурдонами. Органум интерпретируется в общем (многоголосие как таковое) и специальном смысле (многоголосие, организованное лишь частично в модальном ритме, т.е. в свободном или импровизируемом, как это было преимущественно до школы Леонина – Перотина). Дискант в трактате понимается как техника многоголосного письма с модально организованным ритмом во всех голосах, строго координированных между собой. Модус (синоним maneries) – «всё то, что сообразуется с измерением времени посредством долгих (лонг) и кратких (бревисов) звуков» («quidquid mensuratione temporis, videlicet per longas vel per breves concurrit»). Модусы делятся на правильные (recti) – первый, второй и шестой – и неправильные, или сверхмензуральные (ultra mensurabiles), – третий, четвёртый и пятый. В качестве единицы измерения длительностей выступает темпус (tempus, букв. – время), который является неделимым в качестве наименьшей длительности (моры) модальной системы и соответствует длительности бревиса. Нормой мензурального счисления признается трёхдольная единица из трёх темпусов, или бревисов (впоследствии Франко Кёльнский назвал её perfectio). Соответственно третий, четвёртый и пятый модусы содержат по две такие единицы (шестидольники) и поэтому являются удвоенными. Темпус может быть реализован тремя способами: в виде «реального звука» (per rectam vocem), в виде «раздробленного звука» (per vocem cassam), т.е. эквивалента меньших длительностей (позднее семибревисов), и в виде «пропущенного звука» (per vocem amissam), т.е. паузы, равной ему по длительности. Поскольку темпус, равный бревису, – это «краткое время», то правильная лонга равна двум темпусам (бревисам), подобно соотношению долгого и краткого слогов в латинской грамматике и стихосложении. Исходя из этих соответствий, автор трактата разработал учение о музыкальном ритме, которое впоследствии было положено в основу ритмической составляющей современной нотолинейной нотации. Особое значение придаётся принципу эквивалентности, или равенства (aequipollentia), подразумевающему точную ритмическую координацию голосов между собой по вертикали в количестве темпусов в нормативное счётное время (т.е. трёхдольной ячейки, объединяющей все модусы как соразмерные или кратные ей). Принцип «равносоразмерности» (эквивалентности) контролируется преимущественно мысленно, т.к. в модальной нотации не было тактовой черты (хотя квазипартитурный принцип размещения голоса над/под голосом, по-видимому, облегчал мензуральное считывание голосов и их взаимную «примерку»). Все явления модальной (остинатной в своей основе) ритмики рассматриваются в трактате с сущностной (реальные ритмические формулы) и с внешней (по способу нотационного (графического) выражения) стороны.

 



 
PR-CY.ru