ИОАНН ДЕ ГАРЛАНДИА - Страница 3

Мелизматический органум стал ритмизованным: слог распевается на формулу первого модуса (хорея) в последовательности ряда стоп (ordo) и образуются цепи одинаковых модальных ячеек – ритмоформул. Использование стихотворных стоп в музыке мелизматического характера было осознано как новый вид музыки, размеренной по модусам, – musica mensurabilis. Исследователи считают весьма вероятным, что именно поэт-музыкант детально разработал такую музыкально-ритмическую систему. Иероним Моравский мог назвать Иоанна де Гарландиа Галльским, поскольку копировал этот трактат в числе других мензуральных трактатов в конце XIII в. и не задумывался о проблеме идентификации автора. Если грамматик Иоанн де Гарландиа, англичанин по происхождению, носил прозвище по месту проживания во Франции, то и прозвище Галльский в представлении Иеронима Моравского необязательно означало происхождение. Оба Иоанна (если их действительно было двое) могли называться Галльскими по месту пребывания в период расцвета их деятельности (середина XIII в.). Так или иначе, обмолвка Иеронима Моравского (возможно, даже случайная) не может быть единственным контраргументом в пользу существования двух Иоаннов. Трактат «De mensurabili musica» известен исследователям в трёх редакциях, в том числе в более поздней под названием «De musica mensurabili positio» («Рассуждение о мензуральной музыке») в копии Иеронима Моравского. Исследователи из западноевропейских стран отстаивали различные точки зрения на авторство этого трактата. Если английский учёный У. Уэйт, автор работы по ритмике в полифонии школы Нотр-Дам, писал о том, что автор трактата и английский грамматик – одно и то же лицо, то континентальные учёные стремились доказать, что автором этого трактата является француз, которого, однако, трудно идентифицировать. В результате этой полемики был выработан компромисс: автор трактата неизвестен, а имя Иоанна де Гарландиа было приписано к трактатам позднее. В трактате заложены основы нового научно-практического направления в музыкальной теории Средневековья – учения о мензуральной музыке; считается, что раньше на ту же тему был составлен только краткий анонимный текст «Discantus positio vulgaris» («Доступное рассуждение о дисканте»; около 1240 г.).По мнению исследователей, это учение, развивавшееся впоследствии на протяжении почти четырёх веков, получило название по инципиту данного трактата. Начиная с него, измерение времени (mensuratio temporis, т.е. определение длительности звука и способы его графической фиксации) становится предметом музыки как науки и как практического искусства. Модально-мензуральная нотация, которая описывается в этом трактате, была выработана в полифонической практике школы Нотр-Дам, где ритм впервые стал играть роль важнейшего конструктивного фактора композиции. В сочинении также рассматриваются вопросы оптимизации этой нотации.

 



 
PR-CY.ru