ИОАНН ДЕ ГАРЛАНДИА - Страница 2

Однако, поскольку все указанные авторы использовали в качестве первоисточника текст «De mensurabili musica» (как доказал Раймер, исследовавший практически все параллельные места этого трактата), Жан де Гарландиа не мог иметь отношение к составлению перечисленных трактатов. По мнению исследователей, если принять гипотезу о существовании Иоанна де Гарландиа – редактора, то трактат «De mensurabili musica», созданный Иоанном де Гарландиа – автором, то, по мнению Раймера, во второй четверти XIII в. был отредактирован спустя почти полвека французским теоретиком, близким к эпохе Ars nova и носившим то же самое имя. Такую возможность исследователи не могут исключить, поскольку имя Иоанн было весьма распространено, а прозвище могло указывать как на место происхождения, так и на место проживания. Это привело исследователей к гипотезе о существовании двух Иоаннов де Гарландиа – Старшего и Младшего, что согласуется со сведениями Анонима IV о некоем Иоанне Первом (Johannes Primarius). И хотя некоторые авторитетные учёные отвергли гипотезу о существовании младшего однофамильца, другие косвенно продолжают её поддерживать. Тем не менее, до недавнего времени атрибуция, по крайней мере, второго (мензурального) трактата Иоанна де Гарландиа была достаточно устойчивой. Иероним Моравский, поместивший в вышеупомянутой рукописи среди прочих источников версию (позднюю редакцию) трактата «De mensurabili musica», называл автора Johannes Gallicus (Иоанн Галльский), обозначая таким образом его французское происхождение и, возможно, намекая на его отличие от филолога-англичанина, который, скорее всего, был хорошо известен в Париже ко времени жизни Иеронима Моравского и период деятельности которого совпадает с предположительной датировкой «De mensurabili musica» (середина XIII в.). Почти во всех ранних ссылках на трактат его автор не указан. Этот парадокс исследователи объясняют тем, что в Средние века феномен авторства был не столь важным, сколь феномен научного открытия (в данном случае нового учения о мензуральной музыке). Исходя из содержания трактата, исследователи делают вывод, что его автором был филолог, поскольку он излагает систему модусов, которые есть не что иное, как применённые к музыке популярные стихотворные размеры (стопы), а терминология мензурального учения заимствована из грамматики. Согласно античной традиции, метрика входила в науку о музыке (см., например, трактат Августина Блаженного «Шесть книг о музыке»), и только в XIII в. ввиду революционных изменений в сфере музыкальной ритмики было осознано, что стопы могут использоваться в музыке вне связи с текстом – по принципу вокализирования, например: размер хорея реализуется не в соотношении долгих и кратких (ударных и безударных) длительностей, будучи «извлечённым» (музыкально озвученным) из словесного текста (из чередования его долгих и кратких слогов, встроенных в данный размер), а в мелизматической вокализации одного слога.

 



 
PR-CY.ru