ИОАНН ДЕ ГАРЛАНДИА

ИОАНН ДЕ ГАРЛАНДИА – западный музыкальный теоретик. Его имя упоминается с конца XIII в. в связи с трактатами «De plana musica» («О ровной музыке») и «De mensurabili musica» («О мензуральной (размеренной) музыке»), составление которых исследователи датируют серединой XIII в., совпадает со временем творчества жившего в Париже одноимённого английского поэта и филолога (около 1190 – около 1272 гг.), автора трактата «Парижская поэтика» («Parisiana poetria»). Трактат «De mensurabili musica» послужил отправной точкой почти для всех теоретических сочинений по мензуральной музыке второй половины XIII в., включая трактат Франко Кёльнского. Судя по более поздним источникам, исследователи сделали вывод, что музыкальный теоретик Иоанн де Гарландиа был магистром в Парижском университете, а его прозвище происходит от названия квартала Гарланд (clos de Garlande) на левом берегу Сены, где жили большинство парижских профессоров и студентов. Тем не менее, некоторые исследователи подвергали сомнению авторство Иоанна де Гарландиа по отношению к указанным трактатам. Так, С. Пинегар считает, что Иоанн де Гарландиа только отредактировал сочинения, составленные неизвестным автором. В соответствии с этой точкой зрения Р. Бальцер вслед за Мишелем Югло полагает, что Иоанн де Гарландиа не проявлял себя до 1270 гг. как музыкальный теоретик. Однако эту точку зрения исследователям так же трудно доказать, как и полное авторство Иоанна де Гарландиа. Автор трактата «De mensurabili musica» был весьма осведомлённым в классической метрике, поэтике и грамматике, что не противоречит отождествлению его с одноимённым английским филологом, принятому ранее в музыковедческой литературе. Впоследствии гипотеза об идентичности двух одноимённых личностей была отвергнута большинством учёных, в том числе Э. Раймером, автором фундаментального исследования источниковедческих проблем трактата «De mensurabili musica». В настоящее время принято различать одноимённых английского филолога и французского музыкального теоретика. В самом раннем списке обоих музыкальных трактатов, выполненном около 1260 г. в Париже, имя автора не указано. Впервые Иоанна де Гарландиа упоминает в конце XIII в. Иероним Моравский, который включил в свою компиляцию отредактированную версию трактата «De mensurabili musica». Именно на этом факте основана гипотеза С. Пинегар о том, что Иоанн де Гарландиа не автор-компилятор этих трактатов, а лишь редактор, подготовивший текст для Иеронима Моравского. П. Уитком отождествил эту гипотетическую фигуру с книготорговцем Жаном де Гарландиа (librarius Jehan de Garlandia), имя которого содержится в парижских налоговых записях между 1296 и 1319 гг. и который, следовательно, был младшим современником музыкальных теоретиков Ламберта, Анонима IV Кусмакера, Анонима из Санкт-Эммерама, Франко Кёльнского и Иеронима Моравского.

 



 
PR-CY.ru