ИОАНН БАЗЕЛЬСКИЙ, Иоанн Хильталинген - Страница 12

Согласно Иоанну Базельскому, в рамках своего учения о богосыновстве Майстер Экхарт предложил ошибочную теорию обожения, в соответствии с которой всякий человек воспринят Христом и усыновлён в Нём Богу, поскольку всякий человек причастен «общей человеческой природе», воспринятой Христом. Из этого легко сделать ошибочный вывод о том, что всякий человек во всём тождествен Христу. Иоанн Базельский не принимает учения Майстера Экхарта о восприятии «общей природы», ссылаясь на Иоанна Дамаскина, и утверждает, что «Слово восприняло индивидуальную природу Христа (individuam Christi naturam) так, что эта (природа) никоим образом не может быть моей». При этом в отказе от принятия учения об бытийном обожении человека у Иоанна Базельского проявляется и влияние учения о спасении Августина Блаженного: подобно ему, Иоанн Базельский считает, что небесное блаженство человека будет состоять в равноангельной жизни: «(Люди) не станут такими же, как Господь, но, скорее, будут собратьями ангелов». Хотя принадлежность «Трактата о любви» Иоанну Базельскому является гипотетической, это сочинение несомненно содержит идеи, которые перекликаются с мыслями Иоанна Базельского, встречающимися в его латинских сочинениях. Автор трактата в рассуждениях близок к экхартовской традиции мистического богословия, однако, как и Иоанн Базельский в латинских сочинениях, склонен интерпретировать спорные высказывания Майстера Экхарта в более ортодоксальном духе. По форме трактат является традиционным схоластическим «вопросом для обсуждения» (quaestio disputata). Предмет вопроса составляет мнение некоего «учителя» о том, что «любовь (mynne) является сотворённой формой или дарованной добродетелью». В качестве альтернативы этому мнению предлагается восходящий к Петру Ломбардскому тезис: «Любовь, которой мы любим Бога и ближнего, есть Сам Святой Дух». Данный тезис не был принят последующей схоластической традицией и ко времени Иоанна Базельского воспринимался как сомнительный и близкий к ереси. Так, например, Дионисий Картузианец, приводя его, замечает: «В пользу противоположного (этому тезису) свидетельствует общее учение (церковных) учителей». Таким образом, задачей Иоанна Базельского в «Трактате о любви» было предложить такую интерпретацию этого тезиса, которая была бы согласна с церковным вероучением. Рассуждения Иоанна Базельского разворачиваются в ходе обоснования ключевого положения трактата «Любовь есть Сам Бог» (die myn ist got selber). По мнению Витте, этот тезис есть отражение экхартовского тезиса: «Бытие есть Бог». В этой связи особую важность приобретает занимающее одно из основных мест в трактате рассуждение Иоанна Базельского о том, может ли Бог пребывать в вещах в качестве их «формального бытия» (esse formale). Согласно Иоанну Базельскому, Бог не может замещать всё бытие вещей, поскольку они имеют собственное бытие, определяемое их тварной природой. Однако настолько, насколько их бытие восходит к Богу как к причине и основанию всякого бытия, их бытие определяется бытием Бога как «формальным бытием».

 



 
PR-CY.ru