ИОАНН АФЛИГЕМСКИЙ, Иоанн Коттон

ИОАНН АФЛИГЕМСКИЙ, Иоанн Коттон – монах-бенедиктинец, музыкальный теоретик, автор одного из наиболее известных латинских средневековых трактатов о музыке, составленного около 1100 г. и в некоторых списках получившего название «De Musica». Биографические данные исследователи не выявили. Судя по цитируемым в трактате источникам, исследователи сделали вывод, что Иоанн Афлигемский работал в Южной Германии. В ряде рукописей трактата сохранилось посвящение «предстоятелю Фульгенцию» («antistiti Fulgentio»), которого издатель трактата Йозеф Мария Смитс ван Васберге отождествил с аббатом монастыря Афлигем во Фландрии, управлявшего обителью с 1089 по 1121 гг. Прозвище Коттон (лат. Cottonius), известное по двум спискам трактата с XVIII в., исследователи считали указанием на английское происхождение Иоанна Афлигемского. По гипотезе Джоан Малколм, оно происходит от лат. «cotta» – облачение певчего (Иоанн Афлигемский мог работать в Трире). Трактат Иоанна Афлигемского принадлежит к наиболее популярным в Средние века изложениям основных принципов грегорианского пения и раннего западного многоголосия. Основной корпус трактата состоит из 23 глав; в некоторых списках к ним добавлен состоящий из четырёх глав тонарий – каталог песнопений, распределённых по модальной принадлежности. Как было установлено Мишелем Югло, тонарий Иоанна Афлигемского относится к группе источников из региона, приблизительно совпадающего с территорией современной Швейцарии. Образцом для трактата послужил созданный около 1026 г. «Микролог» Гвидо Аретинского, хотя в ряде случаев Иоанн Афлигемский отклоняется от положений, сформулированных Гвидо. Несмотря на то что сочинение Иоанна Афлигемского носит сугубо практический характер, он часто цитирует античных и средневековых авторов, среди них – Платона, Горация, Доната, Присциана, Марциана Капеллу и Боэция. Трактат начинается с изложения основных принципов изучения музыки как искусства; Иоанн Афлигемский формулирует учение о природе музыкального звука и приводит буквенные обозначения тонов певческого звукоряда (главы I–V). Главы VI–VIII посвящены делению монохорда и способам получения на нём музыкальных интервалов. В центральном разделе трактата (главы IX–XXII) рассматривается модальная организация литургического пения. Именно в этих главах наиболее отчётливо отображено то новое, что Иоанн Афлигемский внёс в музыкальную теорию своего времени.

 



 
PR-CY.ru