ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ Грозный - Страница 6

В стране установился новый политический порядок. За царём было признано право наказывать «непослушников» вплоть до смертной казни и конфискации имущества по своему единоличному решению, не считаясь с мнением Боярской думы. Епископы не могли больше «печаловаться» за опальных. Страна была разделена на две части: личное владение царя, получившее название опричнины, и остальную территорию, прозванную земщиной. Для организации жизни в царском уделе («на подъём») на земщину была наложена контрибуция 100 тыс. руб. В опричнине создавались свои органы управления, двор, войско. Раздел страны сопровождался делением на две части и дворянского сословия. На территории опричнины могли находиться только бояре и дети боярские, которых царь удостоил своим доверием и принял в опричный двор. Отбор производился на смотрах, где приближённые царя тщательно изучали родственные связи кандидатов. Люди, не удостоенные доверия, должны были покинуть территорию царского удела. Их земли отбирались, вместо этого им предлагалась компенсация в земщине. Жившие в уделе дети боярские назывались опричниками и должны были отличаться от земских детей боярских даже внешним видом. Опричники ходили в чёрной одежде, к сбруе их коней прикреплялись пёсьи головы, к сёдлам были приторочены мётлы в знак того, что опричники должны выслеживать и «выметать» из страны изменников. Контакты между опричниками и земскими были ограничены: они не должны были разговаривать друг с другом, опричник не мог посещать родителей, живущих в земщине. Опричники были наделены особыми правами и привилегиями. Судьям предписывалось решать все дела в пользу опричников. Опричное войско должно было стать опорой царя в борьбе за утверждение в стране его неограниченной власти. Верхушка опричного двора (около 200–300 человек) образовала своеобразное братство, уклад жизни которого во многом копировал устройство общежительного монастыря. Этот уклад подразумевал присутствие на многочисленных богослужениях, чтение текстов из Миней за трапезой. Жизнь опричников протекала под постоянным надзором главы братства – царя-игумена. Так Иван IV Васильевич рассчитывал воспитать во всём послушную его повелениям элиту, готовую очищать мир от зла. Членам братства царь поручал казни изменников. Террор стал характерной чертой опричного режима с начала его существования. Царь активно пользовался своим правом казнить изменников и конфисковывать их имущество. Первые казни прошли сразу после возвращения Ивана IV Васильевича в Москву в 1565 г. Опричный террор имел особенности. Уже в первом послании А.М. Курбскому царь чётко выразил своё убеждение, что все, кто препятствуют ему в выполнении его миссии, являются врагами не только власти, но и веры, «отступниками», которые заслуживают самых суровых наказаний.

 



 
PR-CY.ru