ИОАНН V ПАЛЕОЛОГ - Страница 5

В конце 1350 – начале 1360 гг. Иоанн V Палеолог совместно с патриархом Каллистом I был вовлечён в решение этого вопроса; в 1362 г., после смерти митрополита Романа, императорским и синодальным решениями единство Русской церкви было восстановлено. Однако уже в мае 1371 г. по требованию польского короля Казимира III Великого епископ Галицкий Антоний был возведён в Константинополе в сан митрополита; характерно, что в синодальном акте, возрождавшем упразднённую ранее императорским указом Галицкую митрополию, о позиции императора вообще не упоминается. В царствование Иоанна V Палеолога произошёл распад византийской государственности, сохранявшая гордое название империя превратилась в маленькое, зависимое от османского султана политическое образование, включавшее помимо Константинополя несколько владений во Фракии, отдельные острова в Эгейском море и Морейский деспотат. Турки-османы контролировали почти все Балканы, практически уничтожив некогда сильные региональные государства Болгарию и Сербию. Антиосманский союз православных народов стал невозможен. Однако турки не спешили покончить с Византией, предвидя трудности осады Константинополя; они обложили империю большой данью и продолжали ослаблять её изнутри, поддерживая внутренние смуты. Ту же политику в собственных интересах проводили в Византии соперничавшие Генуя и Венеция. Социально-экономические противоречия в византийском обществе порождали внутриполитические конфликты. Противостояние земельной аристократии и городского населения с особой остротой проявилось в движении зилотов в Фессалонике, где под лозунгами династической борьбы прослеживается социальная составляющая. Уменьшение территории империи и её опустошение, необходимость постоянных выплат наёмникам, союзникам и «покровителям» привели к краху финансовую систему Византии. В правление Иоанна V Палеолога (в 1372 г.) в Византии золотая монета, которую чеканили больше тысячи лет, была заменена серебряной. В жизни общества место ослабевшей и униженной государственной власти стала занимать церковь, объединявшая под своей юрисдикцией утраченные империей области. Церковное землевладение продолжало процветать и под властью сербских и турецких правителей. Однако упорный отказ монашества и большей части иерархии пренебречь церковными догматами ради политических переговоров с Римом порождал противоречие между церковью и той частью государственной элиты, которая делала ставку на военную помощь Запада. Наряду с этим значительная часть образованных византийцев стала более открыто отходить от многовековых традиций христианской культуры; в моду вошло преклонение перед древним эллинизмом, возрождались неоязыческие оккультные практики.



 
PR-CY.ru