ИОАНН III (II) НИКИОТ

ИОАНН III (II) НИКИОТ – Александрийский патриарх (505/506 – 516 гг.), противник Халкидонского собора; святой Коптской церкви (память в Коптской церкви 27 пашонса; 22 мая). Основные сведения об Иоанне Никиоте и о его патриаршестве содержатся в нескольких средневековых византийских и ближневосточных хрониках; достоверность многих сообщений хронистов не поддаётся проверке. Византийские хронисты Константинопольский патриарх Никифор и Феофан Исповедник (оба начала IX в.) считают, что предстоятельство Иоанна Никиота длилось 11 неполных лет (506–516 гг.). В хронике Евтихия Александрийского (X в.) приводятся те же датировки. В «Истории Александрийских патриархов» Севира ибн аль-Мукаффы (X в.) указано, что Иоанн Никиот занимал престол 11 лет между 503 и 515 гг. Латинский хронист Виктор Туннунский (середина VI в.) путает Иоанна Никиота с Иоанном Имулой и определяет время его патриаршества 495–517 гг., что исследователи считают явно ошибочным. Прозвище Никиот по городку Никиу в дельте Нила известно только по упоминаниям у греческих и латинских авторов (в искажённом виде Machiota – у Либерата Карфагенского и Niceta – у Виктора Туннунского); исследователи полагают, что оно указывает на место рождения патриарха. В традиции Коптской церкви распространено прозвище Затворник. Иоанн Никиот был родственником своего предшественника Иоанна Имулы; так же как тот, до патриаршества Иоанн Никиот был монахом и подвизался в монастыре Энатон. Севир ибн аль-Мукаффа посвятил Иоанну Никиоту небольшую главу, в которой охарактеризовал его патриаршество как мирное и упомянул о связях Иоанна Никиота с Севиром Антиохийским. По сообщению Либерата Карфагенского, Иоанн Никиот после вступления на престол принял «Энотикон» под давлением императора Анастасия, но с оговоркой, что этот документ недостаточен для определения истинной веры. Кроме того, Иоанн Никиот открыто отвергал постановления Халкидонского собора. Это привело к разрыву Александрийской церкви с остальными Восточными церквами, где в то время Константинопольский патриарх Македоний, Антиохийский патриарх Флавиан II и Иерусалимский патриарх Илия принимали «Энотикон» и придерживались его прохалкидонского толкования. Императору не удалось заставить Иоанна Никиота вступить в общение с Константинопольской церковью. При этом Иоанн Никиот пытался повлиять на императора, предлагая ему крупную денежную сумму, если тот согласится издать эдикт, в котором Халкидонский собор будет предан анафеме (сведения об этом содержатся в хронике Феофана Исповедника, их достоверность исследователями не установлена).

 



 
PR-CY.ru