ИОАНН I Дебрский

ИОАНН I Дебрский (ум. в 1037 г.) – архиепископ Охридский. В «каталоге» Охридских архиепископов (Список Дюканжа, XIII в.) имя Иоанна I стоит на восьмом месте между архиепископами Филиппом и Львом. Этот же источник сообщает, что Иоанн из села Агноандника в районе Девры был игуменом монастыря Пресвятой Богородицы. Под топонимом «Дебар» многие исследователи понимали город Дебар (на территории современной Республики Македонии), поэтому в болгарской исторической литературе за Иоанном I закрепилось прозвище Дебрский, а Й. Иванов предположил, что он был игуменом Бигорского монастыря. Но В. Маркович высказал мнение, что, вероятно, в данном случае речь идёт о городе Девра (болгарский Дебрец, ныне Анарахи, ном Козани, Греция). Как сообщает грамота (1019 г.) византийского императора Василия II Болгаробойцы, поставление «благочестивейшего монаха» Иоанна Охридским архиепископом произошло после завоевания Болгарии византийцами (1018 г.). Таким образом, Иоанн I был первым архиепископом Охридской кафедры после возведения её в ранг архиепископии. Но в начале ХХ в. сербский историк Божидар Прокич выдвинул маловероятную версию, в конце века поддержанную Срджаном Пириватричем, что Иоанн I с титулом патриарха был главой Болгарской церкви ещё до 1018 г. Это утверждение основано на записи в старшем (сербском, по мнению С. Пириватрича) списке XIV в. Жития Антония Великого (Исторический музей) о «строителе церковном» Иоанне, «еже бе патриархъ боугарсцей земли», и на наличии в венском списке Хроники Иоанна Скилицы при передаче сана Иоанна термина «архиерей», а сана Давида (см. Давид, архиепископ Болгарский) – «архиепископ», что, по мнению исследователей, скрывает патриарший сан первого. В Списке Дюканжа архиепископ Охридский Лев назван «первым из ромеев», поэтому считалось, что Иоанн I был последним иерархом-славянином; далее кафедру возглавляли иерархи греческого происхождения. Однако это указание применительно к X–XI вв. может свидетельствовать не столько о греческой национальности иерарха, сколько о языке, на котором он совершал богослужения и проповедовал. Судя по трём грамотам, выданным императором Василием II, исследователи утверждают, что Иоанн I был авторитетным духовником, добивался укрепления автокефалии Охридской архиепископии и сохранения границ её епархий, а также отличался любовью к духовному просвещению. В венской рукописи Хроники Иоанна Скилицы в одном из примечаний к 6545 (1037) г. сообщается, что Иоанн I умер в правление византийского императора Михаила IV Пафлагона (1034–1041 гг.).

 
PR-CY.ru