ИОАНН I

ИОАНН I – Киевский митрополит (вероятнее всего, после 1039 г. – не позднее 1051 г.). Достоверные упоминания Иоанна I содержатся в ранних памятниках Борисоглебского цикла: в «Сказании чудес святою страстотерпца Романа и Давида» (далее СЧ) и в «Чтении о житии и погублении блаженую страстотерпца Бориса и Глеба» преподобного Нестора Печерского (далее ЧН). Хотя текстологические взаимоотношения между СЧ и ЧН выяснены не вполне – изложение преподобного Нестора опиралось либо на СЧ, либо на предполагаемый общий с СЧ источник (записи о чудесах святых Бориса и Глеба, которые велись при храме в Вышгороде) – тем не менее, в любом случае мы имеем дело, в сущности, с единственным достоверным источником, упоминающим об Иоанне I. Известие Никоновской летописи (1526–1530 гг.) под 1008 г. о построении митрополитом Иоанном церквей в Киеве и Переяславле и о его надзоре за раскаявшимся разбойником Могутом (Полное собрание русских летописей) исследователи не могут признать достоверным, как и все сведения этой поздней летописи о первых русских митрополитах времени Киевского князя Владимира (Василия) Святославича. Исследователи не сомневаются, что плодом позднейших переработок являются и те каталоги Киевских митрополитов, в которых ИоаннI значится на третьем месте – после святителей Михаила и Леона (Леонтия); наиболее ранний из таких каталогов присутствует в приложениях к Комиссионному списку Новгородской первой летописи Младшего извода (середина XV в.). В близких по содержанию рассказах СЧ и ЧН об обретении («изнесении») мощей св. князей Бориса и Глеба, а затем об их перенесении из часовни на месте сгоревшей церкви св. Василия в Вышгороде в построенную там же Киевским князем Ярославом (Георгием) Владимировичем церковь во имя новоявленных святых Иоанн I изображён главным действующим лицом наряду с князем Ярославом. Именно митрополит в присутствии князя возглавляет крестный ход духовенства в Вышгород, руководит процедурой «изнесения» св. мощей из сгоревшей церкви, даёт совет князю возвести церковь во имя св. братьев, а затем совместно с князем руководит перенесением туда мощей и устанавливает день, когда святым «праздник праздновати». Святительство Иоанна I традиционно принято относить к первой трети XI в. и считать этого митрополита (современника Ярослава Мудрого) предшественником Киевского митрополита Феопемпта, упоминаемого летописью единственный раз – под 1039 г. Причиной тому помимо указанного известия Никоновской летописи стало авторитетное мнение Алексея Александровича Шахматова, будто перенесение мощей святых Бориса и Глеба при Ярославе и Иоанне I должно было состояться в 1020 или в 1026 г.

 



 
PR-CY.ru