«ИНОРОДЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ»

«ИНОРОДЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ» – официальное издание Миссионерского отделения Казанской духовной академии, выходившее с декабря 1912 г. по 1916 г. в качестве приложения к журналу «Православный собеседник». В январе 1912 г. ректор Казанской духовной академии Чистопольский епископ Алексий (Дородницын) подал ходатайство о субсидии Министерству внутренних дел на издание «Инородческого обозрения». Заведующим редакцией в марте того же года был избран Михаил Александрович Машанов, в сентябре его заменил Николай Фёдорович Катанов, ставший бессменным редактором издания. Журнал выходил четыре раза в год, первые 12 книг за 1912–1915 гг. имели общую пагинацию и составили первый том, из второго тома вышли только №№1, 2/3 и 4/5 (опубликованы в 1917 г. с объявлением, что приём подписки временно приостанавливается). Как указывалось в заметке от редактора, «Инородческое обозрение» было посвящено «описанию современного быта и религии инородцев Европейской России и России Азиатской, по следующей программе: 1. Правительственные распоряжения. 2. Быт и нравы инородцев…: христиан, мусульман, ламаистов и шаманистов. 3. Религиозные верования, законоположения и установления означенных инородцев. 4. Обзор текущей инородческой литературы. 5. Критика и библиография». Журнал являлся не полемическим, а этнографическим и информационным изданием. Из официальных распоряжений в нём были опубликованы только положения об Издательском и Миссионерском советах при Святейшем Синоде. В издании публиковались общие религиоведческие и этнографические статьи: «Религиозно-нравственное состояние инородцев Поволжья» Николая Васильевича Никольского, «Культ умерших в язычестве и исламе» М.Г. Иванова, «Религиозные верования инородцев Присаянья» Н.Ф. Неговского и др. Печатались статьи, посвящённые верованиям и обычаям, истории, памятникам искусства отдельных народов Поволжья, Урала, Сибири и Средней Азии и состоянию образования у них. Эти статьи вместе с краткими заметками, переводами, обзорами выходили под рубриками «Киргизы-мусульмане», «Черемисы крещёные и язычники», «Мордва-христиане», «Башкиры-мусульмане», «Вотяки-христиане», «Буряты-ламаиты» и т.п. Наиболее обстоятельные статьи посвящены бурятам: «Краткие сведения о технике ламайской иконографии у бурят Агинского дацана Забайкальской области», «Дацан в селе Агинском Забайкальской области» и «Бурятский праздник “Обо”» В. Иванова; татарам: «Смерть и похороны» и «Праздник Сабан-Туйы» Ш. Саттарова, «Конфессиональные школы казанских татар» Якова Дмитриевича Коблова, «К вопросу о магометанских и русско-татарских училищах» О.Г. Романова, «Обзор учебников, принятых к употреблению в татарских конфессиональных школах» (доклады Н.Ф. Катанова, Я.Д. Коблова, И.И. Ашмарина и А.И. Емельянова); казахам: «Народное образование среди киргизского населения Петропавловского уезда Акмолинской области» М.Н. Греховодова; марийцам: «Весенние праздники у черемис» и «Черемисы-христиане: I. Черемисская масленица. II. Святки черемис. III. Умыкание (кража) невест у черемис» М.Г. Васильева, «Роль песен у черемис в их племенной языческой жизни» и «О преимущественной пользе церковного пения в деле просвещения черемис» священника Тихона Ефремова, «Материалы для изучения верований и обрядов черемис» В.М. Васильева; чувашам: «Чувашские поминки» и «Языческие представления чуваш о загробной жизни» М.Г. Васильева; мордве: «Из жизни села Мордовские Каратаи и деревни Менситово Тетюшского уезда Казанской губернии» Г.А. Филиппова.

 



 
PR-CY.ru