ИЕРЕМИЯ - Страница 3

Единолично Иеремия представлен на иконе 1840 гг. письма иеромонаха Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры, находящейся у раки Иеремии в Ближних пещерах. Сохранилась икона конца XIX в. с изображением преподобных Дамиана, Матфея и Иеремии (Киево-Печерский музей-заповедник). В составе композиции «Собор Киево-Печерских святых» Иеремия, как правило, написан в левой группе чудотворцев Ближних пещер (за Антонием Киево-Печерским) в девятом ряду крайним слева, оглавно, в куколе. Так, на иконе последней трети XVIII в. (1771 г.?, Иркутский областной художественный музей) он облачён в высокий клобук, борода с проседью, наименован прозорливым («пр(д) Иеремiи прозо»). На иконе первой половины XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (Музей Андрея Рублёва) Иеремия имеет характерные черты внешности. На иконе второй половины XIX в. (частное собрание) святой с таким именем представлен в правой части (за преподобным Феодосием) в шестом ряду третьим справа, средовек с небольшой русой бородой, в куколе, с поднятой в молении рукой (надпись: «Iеремiй»). Его образ присутствует на большом эмалевом образке третьей четверти XIX в. (Нововалаамский монастырь в Финляндии), на иконе последней четверти XIX в. (церковь Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария). На эстампах с таким сюжетом Иеремия изображён первым слева в девятом ряду: на гравюрах конца XVIII – первой трети XIX вв., на литографиях 1893 и 1894 гг. мастерской лавры (Государственный литературный музей, Российская государственная библиотека). На раскрашенной литографии Андрея Абрамова 1883 г. (Русский музей) Иеремия – второй справа в шестом ряду левой группы. В монументальной живописи образ Иеремии, трактованный в академической манере, был помещён в росписи интерьера храма Христа Спасителя в числе 34 Киево-Печерских святых на лестнице, ведущей на хоры южной части западного крыла (1870 гг., художник Кирилл Антонович Горбунов). В стенописи галереи русских святых в Почаевской Успенской лавре Иеремия введён в группу подвижников XI в. (живопись конца 1860 – 1870 гг. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 1970 гг.). В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной монахиней Иулианией (Соколовой) под руководством Афанасия (Сахарова), на иконах 1934 г., начала 1950 гг., конца 1950 гг. (две в ризнице Троице-Сергиевой лавры) и на списках современных иконописцев (храм Христа Спасителя, церковь святителя Николая в Клённиках и др.) фигура Иеремии расположена в нижней части композиции в группе чудотворцев Ближних пещер. На лицевых святцах русских святых 1959–1962 гг., выполненных монахиней Иулианией в виде прорисей (частное собрание), образ Иеремии (в клобуке, с округлой бородой средней величины) помещён под 5 октября, между фигурами преподобных Дамиана и Матфея (согласно тропарю: «…Тем же Троицы селение бысте тричисленнии отцы, Дамиане, Иеремие с Матфеем, от Нея же благодать приемше, недужныя исцеляете, будущая возвещаете…»).



 
PR-CY.ru