ИННОКЕНТИЙ, Борисов Иван Алексеевич - Страница 3

В частном письме Иннокентий замечал: «Как можно мне писать по нынешнему ходу наук, когда я против сего хода и когда ход их нынешний мне кажется одним из главных зол? Не значит ли это составить план для уветшавшего дома, когда его нужно вовсе перестроить?» В результате Иннокентий представил план академического курса, изложив старый конспект с некоторыми добавлениями. Исследователи отмечают, что его лекции, часто импровизированные, «отличались смелостию, даже некоторою самонадеянностию теоретической мысли, новым оригинальным отношением к вопросам богословской науки и живым, часто поэтическим, изложением богословских трактатов, особенно заманчивым после сухого латинского изложения научных систем». Замечательная память позволяла Иннокентию наизусть приводить цитаты из Евангелия и мнения отцов церкви на греческом и латинском языках. По словам современника, студенты «подкупали или подговаривали сторожа, чтобы он не звонил в колокольчик во время профессорских чтений Иннокентия». В марте 1834 г. митрополитом Филаретом (Дроздовым) в Святейшем Синоде было возбуждено секретное дознание «об образе мыслей архимандрита Иннокентия». Поводом послужили его лекции в Санкт-Петербургской духовной академии и Киевской духовной академии в записи студентов. Иннокентию было предложено дать письменные объяснения по пяти вопросам, что он сделать отказался, опровергнув принадлежность текстов ему. Когда Синод вновь потребовал письменных объяснений, Иннокентий написал письмо митрополиту Филарету. Дознание завершилось оправданием и разрешением продолжать преподавательскую деятельность. Тогда же Иннокентий потребовал от студентов записи своих лекций, сжёг их и впредь требовал подавать записи ему на просмотр. Иннокентий ввёл русский язык вместо латыни на кафедрах богословских и философских наук, увеличил объём преподавания философии, разделил предмет на три части (метафизику, эмпирическую психологию, историю систем философских) и поручил его профессорам Оресту Марковичу Новицкому, Василию Николаевичу Карпову, Иосифу Григорьевичу Михневичу, затем Петру Семёновичу Авсеневу (впоследствии архимандрит Феофан). Поощряемый Киевским митрополитом Евгением (Болховитиновым), Иннокентий составил план «церковной библейской истории по внутреннему ходу веры» и указал на важность изучения в академии истории России и Русской церкви; открыл первую в России кафедру церковного правоведения. По его инициативе в Киевской духовной академии профессор Яков Космич Амфитеатров создал курс гомилетики, при академии возник Комитет для перевода и издания творений св. отцов, но первый опыт (перевод сочинения Иоанна Златоуста) оказался неудачным из-за нехватки специалистов.

 



 
PR-CY.ru