ИННОКЕНТИЙ, Гизель - Страница 10

В книге подробно излагается учение о семи смертных грехах, об искушениях, о милостыне, о ростовщичестве, о симонии, приводятся поучения на все церковные таинства. Сочинение «Мир с Богом...» представляет собой компиляцию из сочинений польского доминиканца М. Мосчиcкого «Elementa ad S. Confessiones» (1603 г.), «Examen» (после 1621 г.) и «S. Artis poenitentiariae tyrocinium» (1625 г.), дополненную фрагментами из «Summa theologiae» Фомы Аквинского, посттридентского «Римского катехизиса», многочисленными цитатами из Священного Писания и из изданий Киевской митрополии: «Наука о седми тайнах церковных» (около 1618 г.), «Лимонар, сиреч Цветник» (1628 г.), «Святого Иоанна Дамаскина о Варлааме и Иосафе гистория» (1637 г.), «Евхологион» (1646 г.), «Требник» (1652 г.), «Патерик, или Отечник, печерский» (1661 г.). Издание книги «Мир с Богом...» было отправлено в Москву через печерского старца Кирилла с сопроводительным письмом архиепископа Лазаря (Барановича) от 31 марта 1669 г. Грамота Иннокентия патриарху Иоасафу II с представлением книги датирована 15 февраля того же года. По просьбе патриарха обзор книги написал Симеон Полоцкий, патриарх повторил его хвалебный отзыв в своей грамоте Иннокентию (Исторический музей). В благодарность Иннокентий получил от царя 200 руб., 200 четвертей ржи и деньги на сооружение монастырской колокольни. Однако в 1673 г. Сарский и Подонский митрополит Павел запретил продавать книгу в Москве, найдя в её содержании «сомнительные дела». После смерти митрополита Павла в 1675 г. препятствий к распространению книги не возникало, и значительная часть тиража была продана в России (книга попала даже в монастырские библиотеки Русского Севера). В Москве сочинение «Мир с Богом...» серьёзному разбору и критике не подвергалось. Монах Евфимиий Чудовский включил пространные фрагменты из книги в свою компиляцию о церковных таинствах, осуществив незначительную терминологическую редактуру, и советовал православным иереям как можно чаще обращаться к данному сочинению: «Ныне новособрание книгу, глаголемую «Мир человека с Богом», чти часто и внятно, тамо многая обрящеши потонку лежаща». В связи с дискуссией о времени пресуществления Святых Даров на Московском Соборе 1690 г. книга была названа в числе киевских изданий, запрещённых к распространению. Указом Святейшего Синода 1766 г. возбранялось ссылаться на сочинение для определения степеней родства при заключении браков, т.к. его нормы не соответствовали нормам Кормчей. Несмотря на это, к сочинению «Мир с Богом...» часто обращались православные священники в XVIII в., составляя вопросы на исповеди, сохранившиеся в рукописях.

 



 
PR-CY.ru