ИННОКЕНТИЙ, Гизель - Страница 8

Сохранилась многолетняя переписка Иннокентия с архиепископом Лазарем (Барановичем), которая носила доверительный характер (примером может служить письмо Иннокентия с рассказом о низложении патриарха Никона, где есть слова: «Погасло великое светило»). Антоний (Радивиловский) посвятил ему сборник проповедей «Огородок Марии Богородицы» (1676 г.). Иннокентий был похоронен в Успенском соборе Киево-Печерского монастыря. Он является создателем ряда сочинений. Исследователи не подвергают сомнению его авторство в отношении философского курса «Сочинение о всей философии» («Opus totius philosophiae»). «Сочинение...» включает четыре трактата: по диалектике и логике, по физике, по метафизике и так называемый диспут о Боге и ангелах. Это – единственный полностью сохранившийся восточнославянский лекционный курс натурфилософии середины XVII в. В труде заметно влияние скотизма и схоластического аристотелизма в его новоевропейской версии. В рукописи сохранилось полемическое сочинение, написанное как ответ на работу польского иезуита, преподавателя моральной теологии в Академии и университете виленского Общества Иисуса Б.П. Бойма, в которой иезуит обосновывал примат Римского понтифика и учение о Filioque. Составить возражение Б.П. Бойму убеждал Иннокентия Лазарь (Баранович; письмо от 31 августа 1668 г.). Первоначальная версия ответа Иннокентия была готова, как полагают исследователи, к 1671 г. и просмотрена Лазарем, который просил Иннокентия смягчить резкий тон сочинения, а также отказаться от некоторых неточных выражений (например, что «Дух Святый исходит от Отца чрез Сына»; письма от 13 мая и 13 августа 1671 г.). Сохранившиеся шесть кодексов (надиктованные, по мнению исследователей, Иннокентием своему секретарю Ивану Армашенко) отражают этапы работы Иннокентия над текстом. Как полагают исследователи, Иннокентий предполагал издать это сочинение в приложении к трактату Лазаря (Барановича), также написанному как ответ Б.П. Бойму, однако архиепископ Лазарь этому воспротивился (письмо от 13 мая 1671 г.). Сочинение Лазаря было опубликовано впоследствии типографией в Новгороде-Северском (1676 г.). Рукопись Иннокентия была хорошо известна современникам. Исследователи предполагают, что ею пользовался Симеон Полоцкий, составляя «Беседы об исхождении Святого Духа». Известен славянский пересказ работы Иннокентия, составленный в 1705 г. иеромонахом Товией (Петрашкой-Гуторовичем). Авторство Иннокентия в отношении традиционно приписываемых ему сочинений на церковнославянском языке и на простой мове исследователи ставят под сомнение, поскольку у них нет данных о том, в какой степени Иннокентий владел этими языками: с Лазарем (Барановичем) он переписывался на польском и на латыни, преподавал на латыни.

 



 
PR-CY.ru