ИЛАРИОН - Страница 2

В 1871 г. возвели сохранившуюся каменную церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами в честь Рождества Христова и во имя Илариона Великого (святого, тезоименитого Илариону). Богослужения в Покровской церкви совершались до 1942 г. В 1993 г. началось возрождение храма, в 1996 г. реставрация была завершена. Мощи Илариона покоятся под спудом в Покровской церкви, с левой стороны иконостаса. На месте погребения святого стоят две раки. Одна, выполненная из красного дерева, неизвестного происхождения (хранилась в церкви во имя архангела Михаила в деревне Кобылье Городище, возвращена в 1994 г.); другая была пожертвована в 1887 г. псковским живописцем Алексеем Сильвестровичем Бириным (возвращена в Покровскую церковь в 1993 г. из гдовского собора). В XIX в. Иларион почитался как канонизированный святой: его память была внесена в «Полный христианский месяцеслов» под 28 марта (Киев, 1875 г.). Есть краткая служба (тропарь и кондак) Илариону, акафист и молитва. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Псковских святых (празднование установлено в 1987 г.) и в Собор Санкт-Петербургских святых (празднование установлено в 2000 г.). Сведения об изображениях Илариона отсутствуют до конца XVIII в., несмотря на существование данных о его почитании в XVI–XVII вв. Описание облика святого содержится в иконописном подлиннике 1820 гг. под 28 марта: «Брада аки у Иоакима Богоотца, подоле и поострее, в схиме, ис под схимы около главы власки, риза преподобническая, испод празелень дичь, в правой руке свиток сжат, другая молебна» (Российская национальная библиотека). В обширных материалах писцовых книг, клировых ведомостей и описаний монастырей и церквей Пскова и его уездов XVI–XVIII вв. сведений об образах Илариона исследователи не обнаружили. Так, в Переписной книге крупнейшего Псково-Печерского монастыря 1652 г. нет ни одной иконы Илариона. По мнению исследователей, ранние иконы Илариона могли не сохраниться, т.к. деревянные постройки Покровского монастыря неоднократно уничтожались пожарами и набегами. После нашествия войск Стефана Батория в 1581 г. отстраивать обитель было велено «игумену Никандру з братьею, что высланы из Юрьева Ливонскаго из Воскресенскаго монастыря». Игумен привёз «образы, и книги, и колокола, и иное всякое церковное строение», в том числе около трёхсот икон, но изображений Илариона среди них не было. В описи оставшегося имущества обители отмечено почти 80 икон, но образ святого отсутствует. Исследователи полагают, что впоследствии иконографические образцы разрабатывались в стенах обители, возможно, прибывшими иноками. По мнению исследователей, предположительно к XVI–XVII вв. относилась икона-пядница Илариона над царскими вратами (в описании убранства Покровской церкви 1907 г., сделанном Петром Петровичем Покрышкиным, упомянут «маленький образок Илариона в басменном окладе»; на древность памятника косвенно указывает наличие басменного оклада).

 



 
PR-CY.ru