ИЗВЕРЖЕНИЕ ИЗ САНА - Страница 4

Грехи, которые, если они совершены мирянином, влекут за собой отлучение от причащения и составляют препятствие к посвящению, в случае совершения их клириками караются извержением из сана. Таким образом, по святым канонам извержение из сана налагается за те преступления, за которые миряне подвергаются отлучению от Святых Таин. Кроме того, священнослужитель извергается из сана не только за убийство, хотя бы и невольное или совершенное в состоянии самозащиты (по Апостольскому правилу 66: «Аще кто из клира в сваре кого ударит, и единым ударением убиет: да будет извержен за предерзость свою»), но и за избиение, даже и лица виновного. Клирикам возбраняется поднимать руку на человека: Апостольское правило 27 гласит: «Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, биющаго верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашати хотящаго, извергати от священнаго чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал (1 Петр. 2:23)». Извержению из сана подлежат также священнослужители, нарушившие седьмую заповедь Божью: виновные в блуде, прелюбодеянии, противоестественных грехах. Причём подобные грехи, будь то блуд, убийство, хотя бы и невольное, а также воровство, влекут за собой, согласно канонам, извержению из сана, даже если они совершены однократно. Поскольку клирики должны быть высоконравственными людьми, они извергаются из сана в случае неисправимого пьянства, увлечения азартными играми: «Епископ, или пресвитер, или дьякон, игре и пиянству преданный, или да престанет, или да будет извержен», «иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучён», но в данном случае речь идёт не об однократно совершенном грехопадении, а о греховной страсти, от которой не хочет или не может избавиться виновный клирик. Высокие требования предъявляются к семейной жизни клириков. Брак клириков должен быть строго моногамным. Второй брак вдовым священнослужителям и церковнослужителям, а также вступление в брак целибатным и монашествующим священнослужителям и посвящённым иподиаконам запрещены под угрозой извержения из сана. Извергаются из сана и лица, вступившие после хиротонии в брак. Правило 10 Анкирского собора (314 г.) дозволило дьяконам вступать в брак и после хиротонии, но при условии, чтобы о таком намерении было объявлено епископу перед рукоположением, однако уже шестое правило Трулльского собора (691–692 гг.) строго запретило брак не только дьяконам, но и иподьяконам после поставления.

 



 
PR-CY.ru