ИЗВЕРЖЕНИЕ ИЗ САНА - Страница 3

В соответствии с правилами 13, 14 и 15 Двукратного собора извержению из сана подлежат клирики, не возносящие за богослужением имя своего епископа («таковый да подвергнется извержению, и да лишится всякия священническия чести»), а епископы – имя своего кириарха (первого епископа – патриарха или митрополита; в эпоху Вселенских соборов епископы, как правило, зависели не прямо от патриархов, но от митрополитов, которые, в свою очередь, находились в юрисдикции патриархов), и таким образом «учиняющие раскол». Из правила 13 следует, что никакие обвинения против законного епископа, пока они не доказаны в судебном порядке и не повлекли за собой «совершенного осуждения его» (в данном случае это следует понимать как извержение из сана или, по меньшей мере, запрещение в служении) не могут быть поводом для разрыва с ним канонического общения и выхода из повиновения ему. Правило 15 делает исключительно важное разъяснение, касающееся возможных случаев впадения предстоятелей в ересь: «...Отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений». Право, и даже обязанность, порвать каноническое общение с епископом, впавшим в ересь, правило ограничивает двумя условиями: во-первых, ересь в этом случае должна быть известной и соборно уже осуждённой, во-вторых, проповедование ереси епископом, с которым надлежит порвать общение, является публичным. Ошибочное или даже еретическое мнение, высказанное епископом в частном порядке, не может давать пресвитеру или нижестоящему архиерею основание для прекращения возношения его имени за богослужением. Если же публично проповедуемое епископом еретическое учение является новым и Соборами ещё не осуждено, то для прекращения общения с епископом надлежит дожидаться соборного осуждения этого учения и самого лжеучителя. До тех же пор разрыв общения с ним остаётся, согласно правилу 15, незаконным и влекущим за собой извержение из сана, даже если бы прекративший возношение имени оказался прав в своих подозрениях и последующий соборный суд их подтвердил. Извержение из сана клириков соотносится с препятствиями к посвящению. Общее правило таково: всё, что служит препятствием со стороны кандидата для рукоположения в клир, возбраняется и уже посвященному священнослужителю или церковнослужителю.

 



 
PR-CY.ru