ИЗВЕРЖЕНИЕ ИЗ САНА

ИЗВЕРЖЕНИЕ ИЗ САНА – церковное наказание, налагаемое на клириков как за нарушение ими служебных обязанностей, так и за грехи, общие у клириков и мирян. Между наказаниями мирян и клириков за одни и те же грехи существует параллель: деяния, которые в отношении мирян влекут за собой отлучение от причащения на тот или иной срок (епитимию), в случае совершения их клириками караются извержением из сана. Однако при этом клирики не подлежат, подобно мирянам, отлучению от причащения, ибо в таком случае одно и то же преступление каралось бы дважды. Апостольское правило 25 гласит: «Епископ, или пресвитер, или диакон, в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в татьбе обличённый, да будет извержен от священнаго чина, но да не будет отлучён от общения церковнаго. Ибо Писание глаголет: не отмстиши дважды за едино» (Наум. 1:9)». Но из общей нормы существуют и исключения, на которые указал патриарх Феодор IV Вальсамон в толковании на это правило: «Не говори, что слова: “Не отмстиши дважды за едино” – относятся к каждому извергаемому за что бы то ни было. Ибо удостаиваемые священства по ходатайству властей или за деньги – и извергаются и отлучаются, как говорят 29-е и 30-е Апостольские правила. Но говори, что слова сии относятся только к извергаемым за преступления, указанные в настоящем правиле, и за другие подобные». Согласно Апостольскому правилу 29, «аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит, да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется, яко Симон Волхв мною Петром». Те же санкции предусматриваются в канонических посланиях Константинопольских патриархов Геннадия и Тарасия, в которых речь идёт о симонии. Однако от симонии в собственном смысле слова следует отличать известную из церковной истории практику, когда в разные времена условием рукоположения считалось внесение пошлины в казну архиерейского дома. Подобная практика, очевидно предосудительная, вызывала подчас обвинения в симонии, но в строгом смысле слова о симонии здесь речь идти не должна, поскольку само решение о рукоположении не мотивируется размером пошлины, который устанавливается одинаковым для всех кандидатов на данную степень. Такой вывод вытекает из церковно-судебной практики прошлого. По Апостольскому правилу 30, «аще который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в церкви власть: да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним». Согласно толкованию патриарха Феодора IV Вальсамона, это правило в равной мере распространяется на пресвитеров, диаконов, иподиаконов и чтецов симониатов. Таким образом, он относит данную норму и к симониатам, получившим за мзду церковнослужительские степени.

 



 
PR-CY.ru