ИНТЕРДИКТ - Страница 6

В числе канонических санкций интердикт указывался в конституции «Apostolicae Sedis», изданной 12 октября 1869 г. папой Римским Пием IX, где наряду с перечислением преступлений, наказывавшихся отлучением от церкви, говорилось об интердикте «latae sententiae» на любое католическое объединение (капитул, коллегию, университет и т.д.), составившее на правящего Римского папу жалобу Вселенскому собору (как проходящему, так и потенциально возможному). В конституции объявлялось о личном интердикте «на вход в церковь» для тех, кто совершали богослужения в местах, запрещённых правящим епископом, а также допускали к таинствам лиц, отлучённых от церкви, или совершали их церковное погребение. В изданном в 1917 г. Кодексе канонического права были систематизированы нормы и практика интердикта, сложившиеся к началу ХХ в., и установлены четыре его основных вида: общий локальный (generale locale), частный локальный (particulare locale), общий личный (generale personale) и частный личный (particulare pesonale). Вопросы, связанные с интердиктом, в основном, регламентировались канонами 2268–2277 (De interdicto) и 2338–2339 (De delictis contra auctoritates, personas, res ecclesiasticas). Интердикт определялся Кодексом как цензура (наказание), которая «лишает верующих, остающихся в общении с Церковью, церковных благ». Частному личному интердикту подвергалось отдельное лицо, которому вменялось соблюдать его повсюду; локальный интердикт был связан с конкретным местом, находясь в котором всем, даже паломникам и путешественникам, надлежало его соблюдать. В Кодексе были сохранены все ранее выработанные нормы и правила интердикта, в том числе относительно некоторых таинств (их совершение дозволялось в определённых случаях), а также о приостановлении интердикта во время пяти великих праздников. Общему личному интердикту могли быть подвергнуты общины и объединения (капитулы, монастыри, университеты и т.д.); в случае наложения такого интердикта на общину она лишалась возможности осуществлять любые из имевшихся у неё полномочий. Наложение частного личного интердикта носило характер отлучения, т.к. при такой форме интердикта запрещалось принимать участие в богослужении, совершать таинства и приобщаться Святых Даров, участвовать в церковных выборах, в назначении на церковные должности. В качестве одного из видов частного личного интердикта в Кодексе 1917 г. сохранялся интердикт «на вход в церковь». Кодекс допускал за Папским престолом возможность применять общий локальный интердикт по отношению к диоцезам, церковным провинциям или отдельным государствам, а за правящими епископами – наложение частного локального и личного интердикта, однако на практике локальный интердикт применялся в XX в. лишь на уровне отдельных диоцезов.

 



 
PR-CY.ru