ИНТЕРДИКТ - Страница 4

Так, папа Римский Григорий X на втором Лионском соборе (1274 г.) объявил об интердикте, налагаемом на любой город, власти или население которого препятствовали проведению законного конклава; папа Римский Бонифаций VIII (1294–1303 гг.) ввёл такую же меру в отношении любого города (кроме Рима), где какой-либо кардинал был подвергнут насилию, или же было оказано содействие виновным в совершении насилия над каким-либо кардиналом. Папа Римский Иоанн XXII (1316–1334 гг.) установил, что интердикт должен применяться в отношении провинций и государств, чьи правители препятствовали деятельности папских легатов или нунциев, а папа Римский Климент V на Вьеннском соборе (1311–1312 гг.) принял решение о наложении интердикта на любую территорию, правитель которой применил силу против епископа, выслал его или подверг заключению, а также на ту территорию, где епископ содержался под арестом. При этом снять такие интердикты мог только папа Римский. Впоследствии интердикт «в силу права» слился с интердиктом по заранее вынесенному приговору (latae sententiae), автоматически вступавшему в силу в момент совершения преступления (ipso facto), наказываемого наложением интердикта, а не в результате отдельного судебного решения церковной власти (ferendae sententiae). Нормы общего локального интердикта со временем претерпевали определённые изменения. В XII в., в период становления практики интердикта, это наказание часто предполагало полное запрещение совершения таинств и богослужений на территории, подвергшейся интердикту, однако уже папа Римский Александр III, наложивший интердикт на Англию из-за конфликта между королём Генрихом II и его сыновьями (1173 г.), указывал в послании к английскому клиру, что в период действия интердикта допускаются крещение младенцев и исповедь умирающих. При папе Иннокентии III вырабатываются общие правила локального интердикта, отражённые в «Forma interdicti» папского легата кардинала Петра Капуанского для Французского королевства. В «Forma interdicti» содержатся требования закрытия церквей для посещения мирян, запрета на совершение богослужений, кроме крещения младенцев, причащения умирающих и исповеди мирян; клирикам давалось право служить одну мессу в неделю (в пятницу) в закрытых храмах, чтобы освятить гостии, предназначенные для причащения умирающих. При папе Иннокентии III закладываются основы системы исключений, например, для монастырей на территории, подверженной интердикту, – в них допускались церковные погребения монахов, некоторые ежедневные богослужения при условии отсутствия на них мирян.

 



 
PR-CY.ru