ИНТЕРДИКТ - Страница 2

Так, архиепископ Санса Гвальтерий (ум. в 923 г.) в статутах о церковной дисциплине говорит о возобновлении постановления некоего древнего местного Собора, запрещавшего пресвитерам совершать богослужения в церквах на территории, которая будет подвергнута интердикту (supposita fuit interdicto). К началу XI в. относятся свидетельства применения интердикта в виде «общего отлучения» (publica excommunicatio), которое накладывалось на жителей города или даже страны. Например, в «Хронике...» Галла Анонима говорится, что Гнезненский архиепископ Гауденций (ум. между 1006 и 1022 гг.) «неизвестно, по какому поводу, подверг... всю страну отлучению». В 1031 г. на Соборе в Лиможе было объявлено об «общем отлучении» жителей этого города (omnem terram Lemovicensem publica excommunicatione) за нарушение «Божьего мира», дополнявшее личное отлучение непосредственных виновников. В постановлении Собора указываются принципы «общего отлучения», некоторые из них впоследствии стали характерными для локального интердикта: запрещались любые общественные богослужения, месса (в отсутствие мирян и при закрытых дверях церкви) должна была совершаться на алтарях, лишённых покровов и украшений, кресты и другие священные изображения в храмах закрывались тканями, из частных богослужений допускалось лишь крещение и viaticum (причащение тяжелобольных и умирающих), не совершалось благословение браков, дозволялось церковное погребение только умерших клириков, нищенствующих странников, паломников и детей, клирикам и мирянам города предписывалось соблюдать пост, не стричь волосы и не брить бороды. Для снятия «общего отлучения» Собор требовал от виновников и властей города покаяться и подчиниться условиям «Божьего мира». Практика интердикта широко развивается в XII–XIII вв., когда он выделяется в самостоятельную меру канонического наказания, и вырабатываются его различные формы. В каноне  11 первого Латеранского собора (1123 г.) интердикт наряду с отлучением применялся как особая мера в отношении крестоносцев, нарушивших обеты или задержавшихся с отправкой в Крестовый поход. При этом интердикт налагался как на самих крестоносцев (личный интердикт «ab ecclesiae introitu» – «на вхождение в церковь»), так и на их владения («in omnibus terris eorum»), где запрещалось совершение любых богослужений (Divinis officia... interdicimus), кроме крещения младенцев и таинства покаяния над умирающими. В 1142 г. папа Римский Иннокентий II в конфликте с французским королём Людовиком VII одним из первых прибегнул к подвижному (ambulatorium), или смешанному (mixtum), виду интердикта, соединив личный и локальный интердикт: папа подверг данному наказанию не только короля, но и те города, замки и другие населённые пункты, в которых он находился.

 



 
PR-CY.ru