ИОАКИМ III

ИОАКИМ III (ум. около 1300 г.) – патриарх Тырновский (последняя четверть ХIII в.). О судьбе и деятельности Иоакима III источники сообщают скудные сведения. Исследователям неизвестно, когда он взошёл на Патриарший престол. Между 1272 и 1274 гг., до избрания патриархом, Иоаким III посетил Константинополь в составе болгарской делегации, которая принимала участие в подготовке заключения византийским императором Михаилом VIII Палеологом (1259–1282 гг.) и Константинопольским патриархом Иоанном XI Векком унии с Римской церковью, и во время встречи с Джироламо д'Асколи (впоследствии папа Римский Николай IV) якобы высказался за подчинение Болгарской церкви Риму. Но поскольку исследователям известно, что Болгарская церковь в этот период отрицательно относилась к заключению унии, и её представители не приняли участия в Лионском соборе 1274 г., заявление Иоакима III расценивается как политический ход в целях сохранения независимости Тырновской патриархии от Константинополя. Позже, в письме от 23 марта 1291 г., папа Римский Николай IV напомнил болгарскому первоиерарху (лат. archiepiscopo bulgarorum) о его высказывании и просил убедить болгарского царя Георгия I Тертера и свою паству принять латинскую веру, но не сохранилось сведений о том, что эта просьба вызвала какие-либо действия патриарха. В полемической антилатинской «Повести о Ксиропотамском монастыре» (см. Зографские преподобномученики) первой четверти XIV в. не названный по имени Тырновский патриарх, современник Лионской унии, именуется Вселенским, по мнению исследователей, за верность православию. В 1284 г. Иоаким III снова посетил Константинополь и по поручению царя Георгия I Тертера успешно провёл переговоры по поводу возвращения из византийского плена болгарского престолонаследника Феодора Святослава и устройства его брака с дочерью великого стратопедарха Синадина. Спорными исследователи считают сведения византийского историка Георгия Пахимера о том, что Феодор Святослав повелел сбросить Иоакима III с высокого обрыва холма Царевец в реку Янтру, т.к. давно подозревал, что тот «желал его предать татарам». Выдвинуто много гипотез о причинах этой беспрецедентной в болгарской истории казни. Некоторые историки буквально воспринимали слова источника и обвиняли Иоакима III не только в связи с татарами, но и в том, что он был виновником нашествий татар на Болгарию 1285 и 1292 гг. Также они считали, что имя Иоакима III как недостойного первоиерарха не было включено в синодик царя Борила, и что в нём упоминается другой болгарский одноимённый предстоятель. Защитники Иоакима III полагали, что имя патриарха было включено в помянник, а казнь стала результатом либо внутренней болгарской политики, либо связей патриарха с Римом. Также есть мнение, что Иоаким III навлёк на себя гнев Феодора Святослава либо выступлением против его похода на Тырново, либо участием в заговоре о смещении Феодора с престола.

 
PR-CY.ru