ИАКОВ из МАРКИ - Страница 5

Первое научное издание биографии святого было выпущено Джованни Казелли (перечень сочинений, в том числе предположительно атрибутированных и заведомо подложных, составлен Дж. Лазичем). Обычно Иаков из Марки представлен облачённым во францисканскую рясу с капюшоном на голове, с изнурённым лицом, выступающими скулами и тонким носом. Этот иконографический тип, характерный для изображения и других католических аскетов, распространён в Марке и Абруцци. Со ним нередко изображают округлую дощечку с именем Христа, напоминающую о проповедях имени Божия, а также в память о диспуте в Брешии сосуд с кровью Христовой. Иногда сосуд заменяется бокалом, из которого выползает змея, что является отсылкой к легенде о том, как гуситы попытались отравить Иакова из Марки во время богослужения. Другими характерными атрибутами были митра у его ног – символ отвергнутого им епископского сана, посох – в память о его странствиях, чётки, книга и футляр для очков. Наиболее ранним из известных изображений Иакова из Марки исследователи считают плохо сохранившийся триптих Карло Кривелли из Валле-Кастеллана, который, как полагают исследователи, был выполнен в 1470 гг., ещё при жизни святого. На этом триптихе Иаков из Марки стоит на коленях перед престолом Богоматери, держа посох в руке. В 1477 г. для церкви Благовещения (Аннунциата) в Асколи Кривелли выполнил изображение Иакова из Марки с книгой, указывающего на имя Иисусово (Лувр, Париж; копия – в Ватиканской пинакотеке; по мнению некоторых исследователей, на картине изображён не Иаков из Марки, а Бернардин Сиенский). Подобное изображение Иакова из Марки включено в композицию «Вручение апостолу Петру ключей от Царства Небесного», выполненную Асколи Кривелли в 1488 г. (Государственные музеи Берлина). В рамках той же иконографической традиции выполнены картины Пьетро Перуджино (Национальная галерея Умбрии, Перуджа) и Кола делл'Аматриче (Городская пинакотека, Асколи). Сцены из Жития Иакова из Марки изображены на фресках XVI в. в церкви Санта-Мария ла Нова в Неаполе и в цикле росписей одного из клуатров. В XVII в. распространёнными были изображения Иакова из Марки как проповедника (барочная картина в церкви Санта-Мария дель Буон Джезу в Фабриано). На картине Франсиско де Сурбарана (около 1658 г.) святой представлен юношей, на заднем плане – сюжет на тему чудесного воскрешения ребёнка (Прадо, Мадрид). На полотне Гаэтано Гандольфи (1775 г.) Иаков из Марки изображён с сосудом со змеёй, книгой, тростью и т.д. (Палаццо Комунале, Болонья).



 
PR-CY.ru