ИНКВИЗИЦИЯ - Страница 2

Очистительная клятва была отнесена ко второстепенным доказательствам, в отношении доказанных преступлений её применение не требовалось, применение ордалий запрещалось. Инквизиционный процесс, получивший развитие в ряде папских декреталий 1198–1213 гг. и утверждённый в 1215 г. восьмым каноном четвёртого Латеранского собора, рассматривался как дисциплинарный и был направлен против злоупотреблений прелатов, прежде всего, против симонии (Иннокентий III настаивал на том, чтобы обвиняемым оставались открытыми все возможности для защиты, а наказания по суду носили, в основном, экономический или административный характер, например, перевод уличённого в злоупотреблении в монастырь с более строгим уставом, временный запрет на служение), и в этом смысле стал одним из инструментов в борьбе за укрепление папской власти в католической церкви. Против еретиков его начали применять позже в сокращённом и изменённом виде (суммарный процесс); для такого процесса были характерны смешение функций судьи, обвинения и защиты, презумпция виновности обвиняемого, тайный (в стенах судебных канцелярий) характер судопроизводства; дело решалось на основе письменных материалов предварительного следствия, часто даже в отсутствие обвиняемого, все действия судьи и показания также протоколировались ввиду возможности апелляции. Присущая этому типу судебного процесса система формальных доказательств, среди которых основным считалось признание обвиняемого, объясняла применение пыток (узаконены буллой «Ad extirpanda» (1252 г.) папы Римского Иннокентия IV); иногда пытке подвергались и свидетели. Инквизиционный процесс стал использоваться и в светском судопроизводстве (прежде всего, в уголовном). Влияние инквизиционного процесса проявилось в Мельфийских конституциях (1231 г.) императора Фридриха II Штауфена, а потом распространилось в североитальянских коммунах, затем на Пиренеях и во Франции. Активное использование в середине XIII в. католической церковью инквизиционных трибуналов было связано с необходимостью поиска и уничтожения групп еретиков как во Франции, где они после разгрома катаров в ходе так называемых альбигойских войн (1208–1229 гг.; см. Альбигойцы) существовали подпольно, так и в Италии. К этому времени католическая церковь ужесточила отношение к еретикам: практиковавшееся с раннехристианской эпохи отлучение еретиков от церкви (см., например, постановления Реймсского собора (1049 г.): «...et quia novi haereticis in Gallicanis partibus emerserant, eos excomunicavit») в начле XII в. было дополнено требованием к светским властям взять на себя розыск еретиков (Тулузский собор, 1119 г.). На Реймсском соборе 1157 г. было принято решение об изгнании и о клеймении еретиков и пожизненном заключении проповедников еретических учений.

 



 
PR-CY.ru