ИМПЕРСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 9

Раздачи земель и привилегий на германских землях возросли с приходом к власти Оттона I (из его 435 сохранившихся грамот в 122 содержатся указания о дарении церковным учреждениям земель с соответствующими правами), что сочеталось с резким сокращением частных дарений (например, для монастыря Санкт-Гален за 900–920 гг. сохранилось около 60 грамот частных дарений, за последующие 80 лет – около 40, а за весь XI в. – пять грамот). В отличие от правителей Каролингской династии, при которых главными землевладельцами являлись монастыри, Оттон I и его преемники передавали земли и привилегии в равной степени монастырям и епископским кафедрам. При Оттоне I и Оттоне II документированы лишь два случая передачи графских полномочий епископу (подтверждение грамоты Генриха I епископу г. Кур (976 г.) и передача графства Кадора епископу Фрайзингскому). При Оттоне III и Генрихе II количество пожалований графских полномочий увеличилось: в правление Генриха II епископы и аббаты исполняли графские административные функции в 54 округах. Положение короля (императора) в имперской церкви определялось формулой «царь и священник» («rex et sacerdos»), восходящей к Ветхому Завету (Быт. 14:18). Как «царь» он был верховным сюзереном всех земель империи, имел право жаловать привилегии подданным (привилегия королевской защиты, будучи пожалованной независимым епископствам и аббатствам, фактически позволяла императору распоряжаться ими как собственными бенефициями). Как «священник» король был причастным к духовной власти (см. Двуз мечей теория). Согласно одной из коронационных формул X в., император представлялся как посредник между духовенством и народом, подобно тому как Христос стал посредником между Богом и миром, и как викарий Христа (vicarius Christi). Право императора назначать епископов и аббатов не оспаривалось: «...Лишь короли наши и императоры поставляют на эти должности и по праву стоят во главе прочих своих пастырей» («reges nostri et imperatores… hoc soli ordinant, i meritoque pre caeteris pastoribus suis presunt»); до правления Генриха II часто предоставляемое императорскими привилегиями право свободного выбора аббата оставалось формальностью. С конца X в. правитель входил в состав соборных капитулов главных епископств. Так, Оттон III (983–1002 гг., император – с 996 г.) был каноником Ахенской капеллы и, как полагают исследователи, членом соборного капитула Хильдесхайма. Его преемник Генрих II был каноником капитулов Бамберга, Страсбурга, Магдебурга, Падерборна и Хильдесхайма. Впоследствии участие императора в соборных капитулах основных епископств стало обязательным. Положение каноника укрепляло связь правителя с основными кафедрами государства, позволяло королю непосредственно участвовать в избрании епископа, а также давало возможность получать доход от пребенд и бенефициев, полагавшихся члену капитула.

 



 
PR-CY.ru