ИМПЕРСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 6

Принятие при поддержке папы Захарии (741–752 гг.) королевского титула Пипином III (в 751 г.), а также помазание короля 28 июля 754 г. папой Стефаном III способствовали легитимации и сакрализации власти новой династии. На Рождество 800 г. папа Лев III короновал Карла Великого императорской короной, впоследствии папы проводили императорскую коронацию преемников ещё при жизни франкских правителей (в 813 г. – Людовика Благочестивого, в 823 г. – Лотаря I, в 850 г. – Людовика II Итальянского). Поддержка, оказанная франкским правителям папством, способствовала укреплению влияния Папского престола на дела церкви на территории Западнофранкского королевства: папа Николай I отказался подтвердить решения Ахенского (862 г.) и Мецского (863 г.) Соборов, согласно которым за королём Лотарингии Лотарем II (855–869 гг.) признавалось право на развод с Теутбергой, и низложил Трирского и Кёльнского архиепископов, объявивших новый брак Лотаря II законным. К понтификату Николая I относится конфликт с архиепископом Гинкмаром Реймсским (845–882 гг.), который без согласования с папой низложил епископов-суфраганов Ротада II Суассонского (833–869 гг.) и Гинкмара Ланского (858–871 гг.), что было расценено папой как превышение архиепископом своих полномочий. Для обоснования проводимой Каролингами церковной политики в окружении Карла Великого разрабатывался тезис о сакральности королевской власти. В письмах Алкуина, в королевских капитуляриях, во франкских анналах, в королевских зерцалах и в других текстах, создававшихся так или иначе связанными с двором людьми, король представал как наместник Бога на земле, глава христианского мира, персонально ответственный за грядущее спасение христианского народа (populus christianus). Его важнейшими функциями были защита христианской церкви, забота о бедных, вдовах и сиротах, распространение христианства даже путём военного насилия, борьба с язычниками и еретиками, а папе следовало молиться за успех начинаний христианского правителя. Король созывал общефранкские Соборы, председательствовал на них и утверждал соборные постановления, активно вмешивался в обсуждение догматических вопросов (например, о Filioque), давал оценку иконоборчеству и проч., играл ведущую роль в реформировании внутрицерковной жизни, способствовал унификации литургической практики и исправлению богослужебных книг, развивал систему школьного образования для распространения основ христианского знания, проявлял заинтересованность в квалифицированной подготовке клириков. В середине – второй половине IX в. ослабление королевской власти во Франкском королевстве стало причиной упадка франкской имперской церкви. К Х в. связь церковных прелатов, превратившихся в крупных феодальных сеньоров, с королём стала номинальной.

 



 
PR-CY.ru