ИМПЕРСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 4

Сначала на землях королевского домена, а затем и фиска, в том числе и на вновь завоёванных территориях, было основано немало монастырей, как мужских, так и женских, аббаты и аббатисы которых приносили клятву верности королю. Такие монастыри и церкви получали широкие привилегии (право свободных выборов аббата, налоговый и судебный иммунитет, сбор пошлин и организацию местных рынков), а также военную защиту и земельные пожалования. Взамен монашеские общины были обязаны исполнять так называемую королевскую службу (servitium regis): содержать за свой счёт королевский двор и чиновников, прибывавших в провинцию для отправления властных полномочий, поставлять продовольствие в королевские пфальцы, выставлять военный отряд из крестьян, испомещённых на монастырских землях, участвовать в заседаниях королевского суда, помогать сюзерену советом, брать на себя исполнение дипломатических функций, молиться за королевскую династию и проч. Так, в «Notitia de servitio monasteriorum» (817 г.) приводится три списка монастырей, обязанных королю «dona et militia» («дарами и военным отрядом»), «sola dona sine militia» («только дарами без военного отряда»), «solas orationes pro salute imperatoris vel filiorum eius et stabilitate imperii» («только молитвами о благе императора или сыновей его и спокойствии империи»). Частные монастыри и церкви, принадлежавшие светским и церковным владельцам, переходили в разряд королевских (имперских), т.е. подчинённых королю (императору), через процедуру коммендации (commendatio). При Каролингах монастыри, выведенные из-под контроля местных графов и епископов, превратились в крупнейших землевладельцев (земельные владения среднего епископства, как правило, уступали крупному монастырскому), при этом оставаясь надёжной опорой королевской власти. Монастырские реформы Пипина Короткого и Карла Великого были направлены на определение соотношения власти короля, епископа и аббата, решение вопросов смещения аббата и его поставления епископом, «закрепление» монахов за теми монастырями, где они принимали постриг. Цель общей монашеской реформы императора Людовика Благочестивого (814–840 гг.) была в том, чтобы привести к единообразию уставы всех имперских монастырей (за основу брался монашеский устав Бенедикта Нурсийского). Эти действия осуществлялись параллельно с практикой поставления светских лиц во главе аббатств (эта практика получила распространение при Карломане (майордом в 741–747 гг.) и его преемниках). Светские аббаты (abbas-comes) владели монастырскими землями по праву ленного держания, благодаря чему усиливалась их связь с королевской властью.

 



 
PR-CY.ru