ИМПЕРСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 3

В VI–VIII вв. в отдельных королевствах намечается постепенная консолидация церковных структур. Во Франкском государстве отношения между королём и духовенством, основные принципы организации церкви были упорядочены и узаконены королевскими капитуляриями второй половины VIII в. при первом короле из Каролингской династии Пипине III Коротком (751–768 гг.) и его преемниках. Оформление структур имперской церкви определялось потребностью государственной власти осуществлять контроль над огромной территорией. При общей неразвитости административных структур использование церковной организации для решения этой задачи оказалось наиболее эффективным способом, прежде всего, потому, что она была достаточно разветвлённой и охватывала значительную часть территории королевства. Расцветом имперской церкви во Франкском государстве обычно считают период между правлениями Карла Великого (768–814 гг., император – с 800 г.) и Карла Лысого (840–877 гг., император – с 875 г.). В середине – второй половине IX в. ослабление королевской власти и рост независимости епископов и аббатов привели к упадку имперской церкви. В процессе разложения римской государственности в Галлии (IV–VII вв.) власть на местах всё больше сосредоточивалась в руках провинциальных епископов. В своих диоцезах они переняли исполнение многих публичных функций (суд, сбор налогов, организация внутригородской жизни и др.), нередко вступая на этой почве в конфликты с представителями светской власти. Епископские кафедры фактически контролировались могущественными кланами галло-римской аристократии, а церковные должности передавались по наследству в рамках одной семьи. В это же время во Франкском королевстве происходило оформление института частной церкви. Частными считались церкви и монастыри, основанные по инициативе и на средства частного лица (как из мирян, так и из духовенства). Представители знати, стремясь гарантировать личное и родовое благополучие, основывали на своих землях храмы и монастыри, наделяли их привилегиями и дарами, способствовали помещению в них различных реликвий, получая взамен молитвенное заступничество клира перед Богом. При этом они сохраняли власть над такими храмами и монастырями в качестве их сюзеренов: имели право назначать и совершать инвеституру клирика частной церкви (священника, аббата), распоряжаться доходами храма или монастыря, исполняли функции фогта (от лат. advocatus), защитника мирских, чаще всего имущественных интересов храма или монастыря. Нередко аббатами становились младшие представители знатных родов. Представители династии Каролингов широко использовали право частной церкви.

 



 
PR-CY.ru