ИСИДОР

ИСИДОР – мученик Антиохийский; память в Коптской церкви 19 пашонса/башнаса (14 мая) и 7 месоре/мисра (31 июля). Мученичество Исидора на саидском диалекте коптского языка сохранилось полностью в рукописи из собрания Коптского музея в Каире и во фрагментах кодекса из собрания Борджа Ватиканской библиотеки. Автор Мученичества называет себя Сотерихом, слугой отца Исидора, и пишет, что сопутствовал святому во время всех описываемых событий. Однако исследователи считают произведение одним из поздних образцов так называемой литературы циклов (VIII–IX вв.). Характерными чертами Мученичества являются описания многих чудес с воскрешением мученика и легендарное изображение римских императоров Диоклетиана и Константина I Великого. Краткое сказание об Исидоре, лишённое этих особенностей, содержится в копто-арабском Синаксаре (XIII–XIV вв.). Согласно Мученичеству, Исидор родился в Антиохии, был сыном крупного римского военачальника (стратилата) Пантилеона (Панталеона), исповедавшего христианство, и его жены Софии, имел сестру Евфимию. Когда император Диоклетиан издал эдикт против христиан, Пантилеон и Исидор скрылись в горах и жили под руководством отшельника Самуила. К ним присоединился и будущий император Константин, представленный в Мученичестве как родственник Пантилеона. Император Диоклетиан разыскал и вернул Исидора с отцом в Антиохию, уговаривал Пантилеона отречься от веры и, получив отказ, велел отрубить ему голову, а Исидора подвергнуть пыткам. Согласно Синаксарю, Исидору было 12 лет; согласно Мученичеству, больше, т.к. сказано, что он отрёкся от звания стратилата. Многие язычники, видя мучения Исидора, сопровождавшиеся чудесами, обратились в христианство и претерпели мученическую кончину (в тексте выделено несколько таких групп с указанием дней их казни, однако свидетельства их почитания отсутствуют). Мать и сестра, укреплявшие Исидора, были обезглавлены за городом. Как было предсказано архангелом Михаилом, Исидор претерпел пять казней, воскресая после каждой. Затем он был отправлен в Селевкию Исаврийскую, где обратил в христианство местного правителя Андроника, а на обратном пути спас корабль, попавший в бурю, и заставил говорить статую на острове Родос (судя по описанию, речь идёт о Колоссе Родосском, разрушенном в III в. до н.э.). После пятилетнего заключения в тюрьме Исидор был распят. На следующий день император Диоклетиан был «свергнут» с трона архангелом Михаилом, и воцарился Константин, которому Исидор во сне велел перенести его мощи в Константинополь. Однако, согласно Мученичеству, в Константинополе, в храме, были положены мощи его родителей, и этот храм в честь его матери стал именоваться собором Святой Софии. Мощи Исидора и его сестры были помещены в церкви, построенной императором Константином на острове Хиос, который в Мученичестве назван портом Константинополя. О почитании Исидора в Египте свидетельствует упоминание в папирусе из Джеме (Фивы) церкви в его честь и в посвятительной надписи, обнаруженной при раскопках в Дейр-эль-Медина. Имя Исидора фигурирует также в одной из надписей в монастыре Павла Фивейского. По мнению издателя Мученичества А. Мюнье и Т. Орланди, Исидор является одним лицом с мучеником Исидором Хиосским (память 14 мая). Несмотря на различие хронологических, географических и биографических указаний, в коптском Мученичестве сохранены имя и основные «агиографические координаты» этого святого: день памяти и местонахождение мощей. Однако Ж.М. Соже полагал, что этого недостаточно для отождествления двух одноимённых мучеников, а их памяти могли быть отнесены на один день из-за совпадения имён. Р. Обер считал разными святыми не только этого Исидора и Исидора Хиосского, но и героя пространного коптского Мученичества и мученика Исидора из коптского Синаксаря. Как полагают исследователи, в коптской традиции произошло смешение неизвестного ныне мученика Исидора и одноимённого святого, пострадавшего на острове Хиос.

 
PR-CY.ru