ИСИДОР - Страница 7

В 1619 г. митрополит был вызван в Москву, как полагают исследователи, в связи с приездом в Россию Иерусалимского патриарха Феофана IV; Исидор получил подарки от матери царя инокини Марфы (Российский государственный архив древних актов). Вскоре Исидор скончался на подворье Соловецкого монастыря в Москве, похоронен в соответствии с его волей в новгородском Софийском соборе, в Корсунском притворе. Исидор был одним из наиболее начитанных людей своего времени, имел обширную библиотеку, многие книги которой сохранились. В составе Соловецкого собрания (Российская национальная библиотека) известны рукописи с владельческими записями Исидора, созданные, по мнению исследователей, по его заказу: «Лествица» Иоанна Синайского, толковая; Устав Иосифа Волоцкого с прибавлениями; Круг миротворный с прибавлениями; Житие Иоанна Златоуста с прибавлениями; Жития святителей Иоанна, Евфимия и Ионы Новгородских; чин венчания на царство Бориса Годунова; сборник патристический; сборник энциклопедического содержания с наставлениями монашествующим и с повествованием о монастырях Северо-Западной Руси; два Требника (Российская национальная библиотека); два Евангелия; три Триоди; Стихирарь, а также печатные книги, в частности, первопечатный Апостол. Перу Исидора принадлежит сочинение «Новопоставленному иерею на поучение себе и своим детем духовным» (Российская государственная библиотека). Оно является переработкой известного с XIII в. в русских рукописях святительского поучения новопоставленному иерею, в которое внесено имя митрополита. Помимо грамот и посланий Исидора, связанных с событиями Смутного времени (по большей части подписанных им совместно с князем И.Н. Оболенским Большим), известны грамоты митрополита о наделении землёй слуг Новгородского архиерейского дома (поместные грамоты), о сборе налогов. В письмах Исидора упоминаются его многочисленные вклады в монастыри, прежде всего, в Соловецкий. По признанию дьяка Ивана Тимофеева, его «Временник» был написан по повелению Исидора. Как полагают исследователи, митрополит знал о литературных занятиях дьяка, который перенёс вместе с ним трудности шведской оккупации, и предложил объединить разрозненные заметки, уделив особое внимание судьбе Новгорода в Смутное время. Во «Временнике» содержится резкое осуждение лютеранства, называемого «еллинской верой».



 
PR-CY.ru