ГРЕМИ - Страница 3

Полукруглая алтарная апсида и не сообщающиеся с ней пастофории не выделены во внешнем облике храма и имеют по одному большому окну; в северном, южном и западном рукавах – парные окна. Купол на высоком восьмигранном барабане имеет зонтичное завершение. Входы расположены с западной, южной и северной сторон. Восточный фасад выделен более сложной системой арочек и двумя расположенными один под другим изображениями креста. Первый (как и на других фасадах) «вдавлен» в стену; рельефной кладкой под первым выведен второй крест, более удлинённых и изящных пропорций. Центральные прясла фасадов выделены стрельчатыми глухими арками с вписанными в них большими крестами и аркатурными поясами, выведенными углублённой кирпичной кладкой. Аналогичные глухие арки помещены в прямоугольных нишах боковых прясел и граней барабана. Благодаря углублённой кирпичной кладке арочек и тяг создаётся особый эффект игры света и тени на поверхности стен. Художественное впечатление дополняется устремлёнными вверх пропорциями церкви, своеобразным декором фасадов с элементами персидских заимствований. Фресковая роспись внутри храма была создана сразу после окончания строительства. Её характерной чертой является необычайное разнообразие иконографических тем – изображения покрывали стены сплошным ковром. Желание разместить как можно больше сюжетов отразилось на увеличении количества регистров за счёт уменьшения размеров как самих регистров, так и отдельных сцен. Помимо композиций представлены единоличные изображения в рост, по колено, поясные, погрудные в медальонах. Надписи возле фигур выполнены на греческом и грузинском (письмо асомтаврули) языках, на свитках – по-гречески. Границы изображений отмечены красной линией. Роспись значительно повреждена: отдельные сцены и фигуры утрачены полностью, часть фресок сохранилась фрагментарно. Роспись алтарной части делится на пять регистров. В своде конхи помещено поясное изображение Христа Ангела Великого Совета. Фигура безбородого Христа с крыльями, благословляющего обеими руками, сохранилась частично – различимы фрагменты лика, нимба, левой руки и крыла, а также двух графем (ХС) надписи. Ниже в конхе, судя по дошедшим фрагментам, по мнению исследователей, было размещено изображение Богоматери с Младенцем, фланкированное двумя архангелами. В третьем и четвёртом регистрах расположены композиции «Тайная вечеря» (переходит в виму) и «Причащение апостолов». Роспись алтаря традиционно завершает композиция «Поклонение Жертве»: сохранились изображения святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Василия Великого (в сцену также включены фигуры ангелов с рипидами и диаконов).

 



 
PR-CY.ru