ГАЛАТАМ ПОСЛАНИЕ - Страница 11

Мартин Лютер неоднократно читал лекции по Посланию Галатам в Виттенбергском университете. В 1519 г. он опубликовал комментарий, во многом зависящий от Иеронима Стридонского и Эразма. Затем в 1523 г. издал сокращённый и исправленный вариант этой работы. Его серия лекций 1531 г. была полностью записана студентами и опубликована в 1535 г. Затем она была издана с исправлениями в 1538 г. В последние 20-25 лет областью интенсивных исследований Послания Галатам стали литературная форма и риторические приёмы, использовавшиеся апостолом Павлом. Так, Х.Д. Бец (1979 г.), пытаясь выявить внутреннюю логику послания, проанализировал его с точки зрения соответствия нормам греко-римской риторики. По его мнению, в Послании Галатам можно выделить следующие части: предисловие, включающее указание автора (superscriptio) и адресата (adscriptio), приветствие (salutatio) и славословие (doxologia), введение (exordium), изложение дела (narratio), предварительное объявление цели доказательства (propositio), изложение доказательства (probatio), наставление (exhortatio) и заключение (peroratio). По стилю послание относится к риторике судебного типа (genus iudiciale). С точки зрения Х.Д. Беца, оно является своего рода защитительной речью апостола Павла на воображаемом суде (образцы подобных произведений были широко известны в греко-римском мире). Однако методика и выводы Х.Д. Беца были подвергнуты сомнению, что привело к появлению альтернативных схем построения Послания Галатам и иных определений стиля послания в целом. Ряд исследователей указали на наличие элементов «совещательного» стиля (genus deliberativum; Т. Мартин). По мнению других, основным содержанием Послания Галатам являются наставления, призывы и уговоры принять один из образов действия, предложенных на рассмотрение, поскольку в центре – не события прошлого (что является предметом «судебной» риторики), а ситуация в настоящем и поведение в будущем (Дж. Кеннеди, Р. Холл). Вместе с тем признано, что точных параллелей этическим наставлениям Гал. 5:13–6:10 в классических учебниках риторики найти нельзя. Это обстоятельство, а также ряд других несоответствий известным литературным моделям привели учёных к выводу, что апостол Павел, хорошо владевший приёмами античной риторики, для большей убедительности своих аргументов свободно варьировал жанры по усмотрению. Другое направление исследований рассматривает Послание Галатам как типичный пример эллинистической эпистолографии (современные учёные особо отмечают вклад Н. Даля в разработку этой темы). Эпистолярный жанр, в котором написано послание, условно называется «упрёк-прошение» (Дж.У. Хансен, Лондженекер). Некоторые современные исследователи особо подчёркивают ироничный стиль апостола Павла (М. Нанос).



 
PR-CY.ru