ГЕНРИХ VIII Тюдор - Страница 4

В «Акте об ограничении апелляций» (1533 г.) впервые была официально сформулирована доктрина об «имперской власти» английского короля. Присовокупив к мирской и духовную власть, король отныне претендовал на роль викария Христа, и, согласно политической доктрине англиканства, любые попытки сопротивления королевской власти расценивались как преступление против Господа. Важнейшей составляющей королевской реформации была секуляризация Генрихом VIII церковных земель и имуществ, санкционированная парламентом в несколько этапов в 1536–1540 гг. В пользу короны были конфискованы земельные владения крупных монастырей, приоратов, соборов, церквей и часовен. Секуляризация сопровождалась разгоном монашеских Орденов, закрытием монастырских школ и госпиталей, что нанесло удар по системе образования и социального призрения, варварским разграблением церквей и актами иконоборчества – уничтожением образов и церковной скульптуры, разрушением гробниц святых и других святынь, служивших объектами средневековых паломничеств. По распоряжению короля была уничтожена гробница наиболее почитаемого в Англии святого – Фомы Бекета в Кентербери. Разгром монастырей сопровождался гибелью бесценных библиотек, при этом часть рукописей и книг пополнила королевскую коллекцию. Доходы от конфискованных земель и их продажи, а также от реализации церковной утвари и драгоценностей составили 1,3 млн. фунтов стерлингов. Диссолюция монастырей позволила уничтожить последние бастионы сопротивления королевской супрематии. На принадлежавших им территориях Генрих VIII создал шесть новых диоцезов (Питерборо, Глостер, Оксфорд, Честер, Бристоль, Вестминстер). Подчинение церкви власти светского правителя, а также методы, которыми проводилась Реформация, оказались неприемлемыми для многих убеждённых католиков, однако Генрих VIII беспощадно подавлял всякие проявления несогласия с его политикой: отказ присягнуть ему как главе церкви повлёк за собой казнь в 1535 г. бывшего лорда-канцлера королевства, учёного-гуманиста и писателя Томаса Мора и Джона Фишера, епископа Рочестерского, который, находясь в заключении, получил от Римского папы кардинальскую шляпу, но высокий сан не защитил его от гнева короля. Его судьбу разделили пророчица из Кента Элизабет Бартон, лондонские монахи-картезианцы и представители ряда других Орденов.

 



 
PR-CY.ru