ГАБСБУРГИ - Страница 5

Отречение Карла V от императорского титула (1556 г.) привело к распаду «империи Габсбургов» и к обособлению двух ветвей дома Габсбургов – испанской и австрийской. Испания вместе с Нидерландами, Франш-Конте и землями в Италии отошла Филиппу II (1556–1598 гг.), а императорский титул с родовыми австрийскими землями получил Фердинанд (король Венгрии и Чехии с 1526 г., император с 1556 по 1564 гг.). Почти до конца Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.) испанская ветвь оказывала серьёзное давление на политику Вены, в том числе в религиозном вопросе, в котором испанские Габсбурги занимали жёсткую прокатолическую позицию. В испанских владениях одним из главных орудий внутренней политики короля стала инквизиция. Испанская ветвь Габсбургов правила до 1700 г. Религиозная политика Габсбургов в наследственных владениях и инкорпорированных королевствах (Австрия, Испания, Нидерланды, Чехия, Венгрия) в XVI в. в целом повторяла политику в Германии. В Австрии и Венгрии протестантизм получил широкое распространение, особенно среди дворянства и бюргерства. Усиливавшаяся сословная оппозиция растущим притязаниям Габсбургов сливалась с религиозным протестом. Несмотря на условия Аугсбургского религиозного мира, Габсбурги из-за постоянной турецкой угрозы не могли активно поддерживать католицизм до конца XVI в. Параллельно шло распространение протестантских идей среди католического клира. Фердинанд I пытался проводить мероприятия, направленные на реформирование католицизма и вытеснение лютеранства. Он пригласил в Вену известных католических богословов, среди которых был Пётр Канизий. С начала 1550 гг. иезуитам было доверено преподавание теологии в Венском университете. В правление императора Максимилиана II (1564–1576 гг.) положение католической церкви ухудшилось. В юности эрцгерцог был заподозрен в симпатиях к лютеранству. Чуждый догматической жесткости, Максимилиан верил в «божественное равноправие вероисповеданий». В придворном императорском совете заседали протестанты. В 1568 г. Максимилиан II разрешил дворянам Нижней Австрии следовать Аугсбургскому исповеданию (разрешение подтверждено в 1571 г.). Это затрагивало и другие слои населения, т.к. лютеранские богослужения в замках и владениях дворян могли посещать крестьяне и жители окрестных городов, что способствовало дальнейшему распространению протестантизма. Сходные процессы наблюдались в Штирии и Каринтии, где правил Карл II Штирийский (1564–1590 гг.). Несмотря на то что он был убеждённым католиком, сословия добились от него широких прав в религиозной сфере, спекулируя на турецкой угрозе. По Грацскому религиозному соглашению (1572 г.) штирийским дворянам предоставлялась свобода вероисповедания. С 1578 г. это соглашение было распространено на бюргерство.

 



 
PR-CY.ru