ГАВИТ

ГАВИТ – сооружение церковно-гражданского назначения перед входом в армянский храм, служившее местом для погребений (после запрета хоронить в церкви, согласно канону католикоса Саака Партева; 387 или 388–425 гг.), залами для монастырских и светских собраний, обучения и, возможно, проведения особых служб, т.к. в некоторых были апсиды у восточной стены, а также алтарные возвышения (монастыри Гегард, Кечарис). Гавиту приписывается (в том числе) функция помещения для оглашенных, однако в отличие от нартекса византийских церквей наличие гавита при армянских храмах не являлось обязательным, и его нередко пристраивали позднее. Наиболее ранние из известных гавитов были простыми сводчатыми залами перед церквами в монастырях X в. (Ваанаванк, Гндеванк). Около 1038 г. был возведён четырёхстолпный гавит в монастыре Оромос; такой тип стал основополагающим для архитектурных композиций XII–XIII вв., когда гавиты строили почти во всех монастырях. Обычно гавит имел площадь бо́льшую, чем церковь, но уступал ей по высоте. Пространство четырёхстолпного гавита было разделено приземистыми круглыми или гранёными столбами и системой арок на девяти почти равновеликих ячеек, перекрытия которых отличались разнообразием решений и богатством декора. Центральные (реже другие ячейки) были перекрыты шатрами в виде усечённой пирамиды или сомкнутого восьмигранного свода со световым фонарём. Грани шатра украшали рельефными изображениями крестов, рипид (Сагмосаванк), иногда сюжетными композициями (сцена прославления Бога и церкви в гавите монастыря Оромос). В начале XIII в. распространение получили каменные «сталактитовые» шатры, набранные из ступенчато нависающих рядов скульптурных элементов. Угловые и боковые секции перекрытий гавита были плоскими или сводчатыми. Некоторые части перекрытий раскрашивали белым и красным цветом. Снаружи объём гавита был решён посредством крупных плоскостей, не отражающих внутреннего деления. Гладкие стены включали редкие окна, но имели богато оформленные порталы, иногда высотой во всю стену (Гандзасар, Нораванк). Над световым проёмом в центре кровли помещалась ротонда на колонках. Иногда эти проёмы и соответствующие им ротонды были широкими и служили звонницами (Ованаванк). В XIII–XIV вв. распространение получили двухколонные и бесстолпные гавиты со сводами на перекрещивающихся арках, сооружались отдельные образцы с сомкнутым сводом (Нораванк) и трёхнефные гавиты (Санаин). Истоки архитектуры гавита связываются с армянским народным домом – глхатуном, четырёхколонными церквами или четырёхколонными аббасидскими мечетями. Согласно одной из версий, гавиты заменили атрий перед церковью, но атрии в Армении археологически не выявлены. Разновидностью гавита являлись функционально однотипные здания – жаматуны, которые возводились, как правило, обособленно в пределах монастырского комплекса (Ахпат, Гегард). Архитектурной параллелью гавита являются лити монастырей в Греции, строившиеся в тот же период и часто имевшие четырёхколонную композицию.

 
PR-CY.ru